Медицинский Вестник №20-21 (669-670) / 2014
Любить и работать
На прошедшей в Москве конференции «Профилактика 2014» прозвучал доклад заместителя директора по учебно-методической работе Московского НИИ психиатрии Минздрава России (МНИИП) профессора А.Е. БОБРОВА, в котором рассказывалось о том, как методы психотерапии могут повысить психологическую компетентность врачей, а в результате и комплаентность пациентов. Медицинский редактор «МВ» Александр Рылов попросил Алексея Евгеньевича рассказать подробнее о применении этих методов не только в обучении врачей, но и при лечении различных заболеваний.
— Алексей Евгеньевич, что такое психотерапия?
— С одной стороны, психотерапия — это важная область современной психиатрии. С другой стороны, она теснейшим образом сопряжена с профилактической медициной. Главным назначением рассматриваемой дисциплины является целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами. Объективности ради надо сказать, что, хотя психотерапия как самостоятельный метод используется в медицине со второй половины XIX века, многие врачи имеют о ней весьма туманное представление. В частности, считается, что нет достаточной ясности в отношении механизмов психотерапевтического воздействия.
— А вы разделяете это скептическое мнение?
— Я считаю, что у психотерапии имеется серьезная научная основа. Главными ее составляющими являются теория функциональных систем, психология личности, концепция социальных взаимодействий и информационная парадигма. Для нас очевидно, что поведение человека — это важнейший компонент любой функциональной системы организма. И в зависимости от того, какая форма поведения доминирует, многое меняется в регуляции вегетативных функций, а также в нейрогормональных и иммунологических процессах. Причем при неблагоприятных поведенческих ситуациях — в сторону нарушений работы органов и тканей.
Из такого общетеоретического понимания взаимосвязи между поведением и деятельностью систем организма открываются возможности для нормализации соматических расстройств с помощью психотерапевтических методов. Это в первую очередь касается так называемых психосоматических заболеваний. Я говорю, например, об обострениях в связи со стрессом язвенной болезни, артериальной гипертонии, более тяжелом протекании на фоне психоэмоционального неблагополучия травматических, аллергических, ревматических и других расстройств. Приведу такую метафору. С точки зрения современного психотерапевта и психиатра, человек — это колоссальная по сложности информационная система.
— То есть человека можно сравнить с «ходячим биокомпьютером»?
— В котором есть программное обеспечение, а есть и «железо». Так вот, первым занимаются психотерапевты и психиатры, а вторым — врачи, лечащие соматические заболевания. И рискну заметить, что наша задача, пусть амбициозная, где-то фантастическая и недостижимая в обозримом будущем, но все же посильная будущим поколениям психотерапевтов, — перепрограммировать поведение пациентов таким образом, чтобы сбои в информационной системе не нарушали работу мозга, сердца, сосудов, ЖКТ и других органов. Ради чего? А чтобы человек, по выражению Зигмунда Фрейда, мог полноценно «любить и работать», что, по мнению этого великого ученого, и составляет основу нашего счастливого бытия.
— Не могли бы вы рассказать о самых известных направлениях психотерапии?
— Успею остановиться на двух подходах: психодинамическом и когнитивно-поведенческом. Психодинамический подход, исходящий из психоаналитической традиции, базируется на том, что психотерапевт анализирует смысловое содержание сознания пациента. И через него открывает дорогу к осознанию пациентом имеющихся у него неосознаваемых побуждений, отношений и действий. По идее, такое осознание ведет к обогащению самосознания пациента, его психологическому развитию и формированию на этой основе более конструктивных взаимоотношений с окружающей средой и собственной личностью.
Закладка указанных неосознаваемых процессов происходит в нейроонтогенезе тогда же, когда формируются функциональные системы, обеспечивающие важнейшие формы человеческого поведения: репродуктивное, оборонительное, питьевое, пищевое и родительское. Сюда же относятся инстинкты сотрудничества, доминирования и агрессии, поисковые и территориальные потребности, а также необходимость в принадлежании и обособлении, страх, гнев, любовь, соперничество и другие. При становлении этих функциональных систем могут происходить сбои либо по биологическим причинам, например, вследствие заболеваний, перенесенных в раннем возрасте и затрагивающих нервную систему, либо из-за неблагоприятного влияния психосоциального окружения. Ребенок, отлученный от матери в младенчестве, может умереть из-за тяжелейшей депрессии, обусловленной нехваткой заботы и любви. При этом нарушается формирование целого ряда функциональных систем, включая не только их поведенческие, но и вегетативные составляющие.
Итак, не вызывает сомнения, что многие заболевания связаны с нарушениями раннего развития. Среди них целый ряд случаев язвенной болезни, которая формируется в тесной связи с фрустрационными переживаниями, отражающими неудовлетворенную потребность в бе...