Медицинский Вестник №1-2 (686-687) / 2015
Мечта предпринимателя
Растущая конкуренция на рынке медицинских услуг и меняющиеся не всегда в лучшую сторону экономические условия функционирования современной системы российского здравоохранения подталкивают руководителей клиник к поиску и внедрению управленческих технологий, которые бы обеспечивали максимальный эффект в части повышения качества и объемов оказываемой помощи при минимизации затрат. Одна из них — стандарт ГОСТ ISO 9001-2011.
Растущая конкуренция на рынке медицинских услуг и меняющиеся не всегда в лучшую сторону экономические условия функционирования современной системы российского здравоохранения подталкивают руководителей клиник к поиску и внедрению управленческих технологий, которые бы обеспечивали максимальный эффект в части повышения качества и объемов оказываемой помощи при минимизации затрат. Одна из них — стандарт ГОСТ ISO 9001-2011.
Универсальный стандарт
Именно международный стандарт ISO 9001:2008, созданный Международной организацией по стандартизации (ISO) для любых организаций, производящих продукцию или оказывающих услуги (в том числе медицинские), лег в основу отечественного ГОСТ ISO 9001-2011. По словам руководителя органа по сертификации систем менеджмента «Ростест-Москва», проректора Московского института экспертизы и испытаний Юрия Егорова, применяемый в России, он не разрабатывался именно для медицинских учреждений. В стандарте изложены универсальные требования к системам менеджмента качества (СМК), сформулированные с учетом особенностей применения современных управленческих технологий.
— Активное внедрение СМК в медицинских учреждениях, как и в других отраслях, началось в стране в 2000-х годах. Хотя попытки использовать различные стандарты были и раньше, — рассказывает заместитель директора Национального НИИ общественного здоровья РАН Александр Линденбратен.
Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования Игорь Кицул добавляет, что еще 10 лет назад опыт внедрений таких систем носил единичный характер:
— Никаких профильных стандартов управления прежде не было. В медицине применялись и применяются стандарты оказания медицинской помощи, в которых отражены требования к содержанию диагностики и лечения конкретных заболеваний.
При этом Александр Линденбратен делает важное замечание: все разрабатывавшиеся стандарты такого рода, в том числе регламентированные статьей 37 закона 323-ФЗ, как правило, не имеют никакого отношения к качеству медицинской помощи. По его мнению, они могут использоваться прежде всего как инструмент для планирования или финансового менеджмента, но не для менеджмента качества.
На это же обращает внимание и Юрий Егоров, поясняя суть работы внедряе...