Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №1 / 2024
Медицинские и социальные основы языческих верований и религиозных догматов
1) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
2) Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, Москва, Россия
В статье приведен ряд эмпирически полученных медицинских приемов и социальных правил, направленных на сохранение здоровья и жизни людей, которые с целью обязательности их исполнения были в прошлом облечены в религиозные догматы.
Мифические и сказочные сюжеты – отнюдь не произведения большой фантазии. Они воссоздают уровень знаний и способ выражения своего времени.
Л. Гумилев
Истина ничуть не страдает от того, если кто-то ее не признает.
Ф. Шиллер
Болезни, и прежде всего инфекции и инвазии, оставили неизгладимые следы в истории каждого народа как слепая и жестокая сила, приводящая к огромному числу жертв. Поэтому в мифологии и верованиях большинства народов мира присутствуют боги и демоны, наказывающие людей болезнями «за грехи». Наблюдения над массовыми болезнями формировали эмпирические подходы к их лечению и профилактике. Такие профилактические и гигиенические правила облекались в форму примет, суеверий, табу, призванных по образному выражению В.И. Даля, запугать «малого и глупого», заставить невежественного человека «окольными путями» делать то, что «напрямик добиться от него трудно» [1].
Именно в таком ключе подается в книге Левит Библии неизбежность и жестокость наказания за нарушение канонов: «если презрите Мои постановления и не будете исполнять заповеди Мои, то Я … пошлю на вас чахлость и горячку, … пошлю на вас язву…, города ваши сделаю пустыми… и погибнете между народами…» [2]. Как следствие «такого внушения» в поведении людей до сих пор присутствует большое число традиционных действий или «ритуалов», истинный смысл которых затерялся в истории. Самая важная функция, которую выполняют ритуалы, состоит в том, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения. Четкая формализация и регламентация ритуалов у людей появилась в результате селекционного давления неблагоприятных, часто биологических, факторов как ответное действие, уменьшающее это отрицательное воздействие [3].
Лихорадка – это наиболее частое проявление любой острой инфекционной болезни. Слово «лихорадка» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать кому-то во вред, злонамеренно. По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. В полете своем целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка…» [1].
Согласно старинным народным поверьям, лихорадки – это дочери царя Ирода – «трясовицы – девы простовласыми», которые «постоянно вредят роду человеческому: и тело жгут, и знобят, и кости ломают». Их названия дают четкое представление о симптоматике, которая с ними связана: Огнея, Трясея, Ледиха, Желтея, Храпуша, Ломея, Пухлея и другие [4]. Кроме них отдельно существовал образ чумы, которую достоверно отличали от обычного лихорадочного заболевания [5].
Особый интерес с эпидемиологической точки зрения представляет описание эпидемии в первой книге Царств Библии [2]:
«И выступили Израильтяне против Филистимлян… и повержены были Израильтяне Филистимлянами, … ковчег Божий был взят и два сына Илиевы... умерли [первые жертва последующей эпидемии – прим. авторов].
Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот... И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, (а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние). ...И отправили ковчег Бога Израилева в Геф..., и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты. И отослали они ковчег божий в Аскалон. ...И те, которые не умерли, поражены были наростами. ...и убил из народа [филистимлян – прим. авторов] пятьдесят тысяч семьдесят человек».
Наиболее вероятно, что в этом эпизоде описана реальная трансмиссивная (блошиная) эпидемия бубонной чумы, связанная с высокой численностью мышевидных грызунов, последовательно распространявшаяся из города в город по цепочке: Авен-Езер –Азот – Геф – Аскалон – Вефсамис.
После этих несчастий филистимляне решили вернуть Ковчег Завета израильтянам и даже, по совету жрецов, сопроводить его дарами-жертвами, представлявшими собой золотые «изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю».
Необходимо отметить, что, согласно Библии [2], передача чумы из Аскалона в Вефсамис произошла без участия людей. Эпидемиологически этому факту может быть одно объяснение: в ковчеге и шкатулке с жертвами сохранялись зараженные блохи. Именно так можно объяснить причину гибели сынов Илиевых, охранявших ковчег и ставших первыми жертвами той эпидемии чумы.
Особенностью описания этой эпидемии чумы является то, что в нем впервые чума связывается с грызунами! Эта гениальная догадка о связи чумы с грызунами опередила соответствующее научное открытие на 3000 лет. Непонятно только, как и почему это гениальное прозрение впоследствии было надолго забыто человечеством?!
Еще в библейские времена люди четко связывали возможность возникновения многих болезней, инфекционная или па...