Эпидемиология и Инфекционные болезни. Актуальные вопросы №1 / 2024

Медицинские и социальные основы языческих верований и религиозных догматов

18 марта 2024

1) Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия;
2) Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России, Москва, Россия

В статье приведен ряд эмпирически полученных медицинских приемов и социальных правил, направленных на сохранение здоровья и жизни людей, которые с целью обязательности их исполнения были в прошлом облечены в религиозные догматы.

Мифические и сказочные сюжеты – отнюдь не произведения большой фантазии. Они воссоздают уровень знаний и способ выражения своего времени.
Л. Гумилев

Истина ничуть не страдает от того, если кто-то ее не признает.
Ф. Шиллер

Болезни, и прежде всего инфекции и инвазии, оставили неизгладимые следы в истории каждого народа как слепая и жестокая сила, приводящая к огромному числу жертв. Поэтому в мифологии и верованиях большинства народов мира присутствуют боги и демоны, наказывающие людей болезнями «за грехи». Наблюдения над массовыми болезнями формировали эмпирические подходы к их лечению и профилактике. Такие профилактические и гигиенические правила облекались в форму примет, суеверий, табу, призванных по образному выражению В.И. Даля, запугать «малого и глупого», заставить невежественного человека «окольными путями» делать то, что «напрямик добиться от него трудно» [1].

 

Именно в таком ключе подается в книге Левит Библии неизбежность и жестокость наказания за нарушение канонов: «если презрите Мои постановления и не будете исполнять заповеди Мои, то Я … пошлю на вас чахлость и горячку, … пошлю на вас язву…, города ваши сделаю пустыми… и погибнете между народами…» [2]. Как следствие «такого внушения» в поведении людей до сих пор присутствует большое число традиционных действий или «ритуалов», истинный смысл которых затерялся в истории. Самая важная функция, которую выполняют ритуалы, состоит в том, что они действуют как самостоятельные, активные стимулы социального поведения. Четкая формализация и регламентация ритуалов у людей появилась в результате селекционного давления неблагоприятных, часто биологических, факторов как ответное действие, уменьшающее это отрицательное воздействие [3].

Лихорадка – это наиболее частое проявление любой острой инфекционной болезни. Слово «лихорадка» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать кому-то во вред, злонамеренно. По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. В полете своем целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка…» [1].

Согласно старинным народным поверьям, лихорадки – это дочери царя Ирода – «трясовицы – девы простовласыми», которые «постоянно вредят роду человеческому: и тело жгут, и знобят, и кости ломают». Их названия дают четкое представление о симптоматике, которая с ними связана: Огнея, Трясея, Ледиха, Желтея, Храпуша, Ломея, Пухлея и другие [4]. Кроме них отдельно существовал образ чумы, которую достоверно отличали от обычного лихорадочного заболевания [5].

Особый интерес с эпидемиологической точки зрения представляет описание эпидемии в первой книге Царств Библии [2]:

«И выступили Израильтяне против Филистимлян… и повержены были Израильтяне Филистимлянами, … ковчег Божий был взят и два сына Илиевы... умерли [первые жертва последующей эпидемии – прим. авторов].

Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот... И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, (а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние). ...И отправили ковчег Бога Израилева в Геф..., и поразил Господь жителей города от малого до большого, и показались на них наросты. И отослали они ковчег божий в Аскалон. ...И те, которые не умерли, поражены были наростами. ...и убил из народа [филистимлян – прим. авторов] пятьдесят тысяч семьдесят человек».

Наиболее вероятно, что в этом эпизоде описана реальная трансмиссивная (блошиная) эпидемия бубонной чумы, связанная с высокой численностью мышевидных грызунов, последовательно распространявшаяся из города в город по цепочке: Авен-Езер –Азот – Геф – Аскалон – Вефсамис.

После этих несчастий филистимляне решили вернуть Ковчег Завета израильтянам и даже, по совету жрецов, сопроводить его дарами-жертвами, представлявшими собой золотые «изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю».

Необходимо отметить, что, согласно Библии [2], передача чумы из Аскалона в Вефсамис произошла без участия людей. Эпидемиологически этому факту может быть одно объяснение: в ковчеге и шкатулке с жертвами сохранялись зараженные блохи. Именно так можно объяснить причину гибели сынов Илиевых, охранявших ковчег и ставших первыми жертвами той эпидемии чумы.

Особенностью описания этой эпидемии чумы является то, что в нем впервые чума связывается с грызунами! Эта гениальная догадка о связи чумы с грызунами опередила соответствующее научное открытие на 3000 лет. Непонятно только, как и почему это гениальное прозрение впоследствии было надолго забыто человечеством?!

Еще в библейские времена люди четко связывали возможность возникновения многих болезней, инфекционная или па...

Сергиев В.П., Черникова Е.А.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.