Фарматека №5 (199) / 2010
Медико-правовой регламент проведения лекарственной терапии в рамках действующего законодательства РФ
Российская медицинская академия последипломного образования, Москва
В действующем законодательстве РФ нет единого законодательного акта, регламентирующего использование лекарственных средств. Однако это не означает, что в Российской Федерации не существует нормативно-правовой базы легитимного применения лекарств. На основании анализа действующего законодательства РФ автором разработан медико-правовой стандарт проведения лекарственной терапии.
Проблема правового регламента оказания медицинской помощи в целом или проведения лекарственной терапии как самостоятельного метода лечения до сих пор остается не вполне решенной в российском законодательстве.
Если выполнение хирургических вмешательств было законодательно регламентировано в России еще в 1924 г. Декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР "О профессиональной работе и правах медицинских работников" [1], то применение лекарственных средств (ЛС; проведение фармакотерапии) отдельно или в комплексе медицинской помощи остается до сих пор не вполне урегулированным как в медицинском (непрерывный процесс создания новых и совершенствования существующих ЛС), так и в правовом (отечественное законодательство в области охраны здоровья населения еще только формируется) аспектах.
Защита прав и свобод пациента должна в адекватной мере сочетаться с четкой правовой регламентацией профессиональных обязанностей медицинских работников не только при проведении "агрессивных" методов диагностики или лечения, связанных с инвазивными медицинскими вмешательствами, но и при проведении терапевтической коррекции болезненного состояния пациента с использованием лекарственных средств. Несоблюдение регламента проведения лекарственной терапии может повлечь за собой возникновение осложнений, представляющих не меньшую, чем хирургические вмешательства, угрозу для здоровья и жизни пациента. В связи с этим выработка четкой медико-правовой регламентации лекарственной терапии является вполне обоснованной и актуальной.
Несмотря на то что применение ЛС распространено гораздо шире, чем использование инструментальных вмешательств, законодатель практически не уделяет внимания правовому регламенту этой категории медицинских вмешательств. В частности, в базовом федеральном нормативно-правовом акте "О лекарственных средствах" регламентируются практически все правоотношения субъектов, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями ЛС и пр., за исключением завершающего этапа обращения этих средств — применение ЛС специалистами при оказании медицинской помощи. Этот основой этап, являющийся завершением всех предыдущих этапов оборота ЛС, в указанном законодательном акте остается практически неурегулированным.
Как же соотносятся права и обязанности субъектов медико-правовых отношений при проведении лекарственной терапии?
Является ли гражданин, самостоятельно приобретающий лекарственные препараты, субъектом медико-правовых отношений или он всего лишь покупатель товаров?
Какова юридическая квалификация самолечения пациента, его прав и ответственности как потребителя ЛС при самостоятельном применении фармацевтических препаратов в амбулаторных условиях?
Какую правовую квалификацию имеют рекомендации работника аптеки (фармацевта) по применению тех или иных ЛС?
Какова юридическая ответственность медицинских работников при развитии осложнений или наступлении неблагоприятного исхода фармакотерапии в комплексе медицинской помощи?
Каковы обязанности медицинских работников по практической реализации прав пациентов на адекватное информирование при проведении лекарственной терапии?
Эти и другие вопросы правового регламента фармакотерапии остаются пока не до конца решенными. Отдельные положения ряда федеральных законодательных актов прямо или косвенно указывают на определенные юридические правила применения ЛС. Именно эти положения и будут подвергнуты анализу в этой статье.
Краеугольным камнем зашиты прав гражданина и человека при оказании ему медицинской помощи является законодательное обеспечение реализации его права на личную неприкосновенность, что закреплено в Конституции РФ [2], а также положениями Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 1993 г.: любое медицинское вмешательство, т. е. воздействие на организм пациента, должно предваряться получением от пациента согласия на это предлагаемое медицинское вмешательство [3].
В указанной норме не приводится определенный перечень сведений, который необходимо предоставить пациенту для получения от него согласия, основанного на достоверной и достаточной информированности. Однако в ст. 31 упомянутого законодательного акта (Право граждан на информацию о состоянии здоровья) указано, что "каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения" [4].
В Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" более четко регламентирован порядок получения согласия пациента на предлагаемое медицинское вмешательство. В частности, "лечение лица, страдающего психическим расстройством, проводится после получения его письменного согласия"....