Акушерство и Гинекология №9 / 2023
Медико-социальный портрет современного медицинского работника
1) ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения Москвы», Москва, Россия;
2) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия
Цель: Представить медико-социальный портрет медицинского работника учреждения, оказывающего медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях.
Материалы и методы: Для исследования был разработан инструментарий, включающий несколько блоков закрытых и открытых вопросов, охвативших широкий спектр жизнедеятельности медицинского работника. Проведен социологический опрос 250 медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях по профилю «акушерство и гинекология» в девяти женских консультациях, которые являются структурными подразделениями ГБУЗ «ГКБ
им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ». Анализ полученных данных c расчетом экстенсивных показателей проведен с помощью прикладной программы MS Excel 2016.
Результаты: Современный медицинский работник, оказывающий медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, представлен женщинами трудоспособного возраста, проживающими в отдельной квартире, состоящими в зарегистрированном браке и воспитывающими детей, со средним уровнем дохода, ведущими здоровый образ жизни, выбравшими медицину по призванию; они пациентоориентированы, удовлетворены своей профессиональной деятельностью и испытывают потребность в повышении уровня знаний по юридическим вопросам.
Заключение: Несмотря на имеющиеся сложности при внедрении актуальных моделей организации системы здравоохранения, и в частности в сфере охраны здоровья матери и ребенка, современный медицинский работник аккумулирует достижения и возможности своего времени. Улучшение его положения в современном социуме, увеличение престижности профессии через популяризацию в средствах массовой информации и формирование позитивного отношения к нему в обществе служат важными стимулами его трудовой мотивации.
Вклад авторов: Брызгалова О.Е., Армашевская О.В., Погонин А.В. – концепция и дизайн исследования;
Брызгалова О.Е. – сбор и обработка материала, написание текста; Армашевская О.В. – редактирование.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов.
Финансирование: Финансирование данной работы не проводилось.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Брызгалова О.Е., Армашевская О.В., Погонин А.В.
Медико-социальный портрет современного медицинского работника.
Акушерство и гинекология. 2023; 9: 147-153
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2022.286
Здравоохранение является одной из важнейших систем в структуре современного мира; его функционирование определяет демографические показатели, состояние человеческого капитала, качество жизни населения в целом. Поэтому эффективное развитие системы охраны здоровья и его главной составляющей – кадрового потенциала является приоритетной задачей в социально-экономической политике Российской Федерации [1].
Структурные преобразования института медицины в стране, глобализация информационных технологий и средств массовой информации подвергли существенной трансформации социальный статус медицинских работников в российском обществе, который детерминируют такие критерии, как уровень оплаты труда, престижность профессии, возможности самореализации; при этом незыблемыми остаются требования к базовым качествам медицинского работника: сострадание, бескорыстие, профессионализм, высокая профессиональная и общая культура [2, 3].
Растущее влияние пациента как потребителя медицинских услуг, получившего доступ к информации о своем здоровье с помощью интернета, вызывает необходимость адаптации моделей оказания медицинской помощи, повышения ее качества и доступности. Пациенты ожидают все более удобного, комплексного, прозрачного и персонализированного медицинского обслуживания [4].
Жизнедеятельность современного общества располагает к развитию различных психологических расстройств; в связи с этим пациент, обращающийся за медицинской помощью, требует большего профессионализма, быстроты реакции и ответственности от медицинского работника. Современные реалии ежедневной работы врача, заключающиеся в постоянно модернизирующейся нормативной базе, информатизации рабочего процесса, необходимости принятия нестандартных решений, проявления профессиональной и личностной инициативы, готовности взять на себя ответственность, непрерывного профессионального развития и совершенствования, приводят к ежедневно повторяющимся стрессовым ситуациям, истощению нервной системы, что снижает уровень эмпатии и внимания по отношению к пациенту [5, 6]. Формирование недоверия к системе охраны здоровья влечет за собой, с одной стороны, рост ожиданий и запросов населения к качеству предлагаемых медицинских услуг, с другой – нежелание обращаться в медицинские учреждения без крайней необходимости [7].
Таким образом, в условиях постоянного стресса врач «дозирует» сочувствие и сострадание к пациенту; поэтому современный медицинский работник должен обладать не только устойчивой к стрессам психикой и профессиональными знаниями, но и иметь коммуникативные навыки для выстраивания благоприятных отношений при взаимодействии с пациентами и коллегами [8].
Кроме того, медицинский работник в современной России стал объектом правового и социального контроля, что делает его практически не защищенным со стороны государства [9, 10].
В большей степени права человека на жизнь, здоровье, оказание квалифицированной медицинской помощи охраняются именно врачами и иными медицинскими работниками, так как права пациентов и права медицинских работников тесно связаны между собой. И только защищенный в правовом и социальном отношении медицинский персонал способен эффективно защищать права пациентов. Фактически же права медицинского работника и права пациента отнюдь не равнозначны: по оценкам различных исследователей, жалобы на медицинскую организацию и его персонал в России рассматривают от 7 до 15 организаций; в то время как пациент отвечает за соблюдение врачебных рекомендаций, от которых в основном и зависят эффективность и безопасность проведенного лечения, только перед собой [11...