Акушерство и Гинекология №9 / 2023

Медико-социальный портрет современного медицинского работника

29 сентября 2023

1) ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого Департамента здравоохранения Москвы», Москва, Россия;
2) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия

Цель: Представить медико-социальный портрет медицинского работника учреждения, оказывающего медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях.
Материалы и методы: Для исследования был разработан инструментарий, включающий несколько блоков закрытых и открытых вопросов, охвативших широкий спектр жизнедеятельности медицинского работника. Проведен социологический опрос 250 медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях по профилю «акушерство и гинекология» в девяти женских консультациях, которые являются структурными подразделениями ГБУЗ «ГКБ
им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ». Анализ полученных данных c расчетом экстенсивных показателей проведен с помощью прикладной программы MS Excel 2016.
Результаты: Современный медицинский работник, оказывающий медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, представлен женщинами трудоспособного возраста, проживающими в отдельной квартире, состоящими в зарегистрированном браке и воспитывающими детей, со средним уровнем дохода, ведущими здоровый образ жизни, выбравшими медицину по призванию; они пациентоориентированы, удовлетворены своей профессиональной деятельностью и испытывают потребность в повышении уровня знаний по юридическим вопросам.
Заключение: Несмотря на имеющиеся сложности при внедрении актуальных моделей организации системы здравоохранения, и в частности в сфере охраны здоровья матери и ребенка, современный медицинский работник аккумулирует достижения и возможности своего времени. Улучшение его положения в современном социуме, увеличение престижности профессии через популяризацию в средствах массовой информации и формирование позитивного отношения к нему в обществе служат важными стимулами его трудовой мотивации.

Вклад авторов: Брызгалова О.Е., Армашевская О.В., Погонин А.В. – концепция и дизайн исследования;
Брызгалова О.Е. – сбор и обработка материала, написание текста; Армашевская О.В. – редактирование.
Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии потенциального конфликта интересов.
Финансирование: Финансирование данной работы не проводилось.
Обмен исследовательскими данными: Данные, подтверждающие выводы этого исследования, доступны по запросу у автора, ответственного за переписку, после одобрения ведущим исследователем.
Для цитирования: Брызгалова О.Е., Армашевская О.В., Погонин А.В.
Медико-социальный портрет современного медицинского работника.
Акушерство и гинекология. 2023; 9: 147-153
https://dx.doi.org/10.18565/aig.2022.286

Здравоохранение является одной из важнейших систем в структуре современного мира; его функцио­нирование определяет демографические показатели, состояние человеческого капитала, качество жизни населения в целом. Поэтому эффективное развитие системы охраны здоровья и его главной составляющей – кадрового потенциала является приоритетной задачей в социально-экономической политике Российской Федерации [1].

Структурные преобразования института медицины в стране, глобализация информационных технологий и средств массовой информации подвергли существенной трансформации социальный статус медицинских работников в российском обществе, который детерминируют такие критерии, как уровень оплаты труда, престижность профессии, возможности самореализации; при этом незыблемыми остаются требования к базовым качествам медицинского работника: сострадание, бескорыстие, профессионализм, высокая профессиональная и общая культура [2, 3].

Растущее влияние пациента как потребителя медицинских услуг, получившего доступ к информации о своем здоровье с помощью интернета, вызывает необходимость адаптации моделей оказания медицинской помощи, повышения ее качества и доступности. Пациенты ожидают все более удобного, комплексного, прозрачного и персонализированного медицинского обслуживания [4].

Жизнедеятельность современного общества располагает к развитию различных психологических расстройств; в связи с этим пациент, обращающийся за медицинской помощью, требует большего профессионализма, быстроты реакции и ответственности от медицинского работника. Современные реалии ежедневной работы врача, заключающиеся в постоянно модернизирующейся нормативной базе, информатизации рабочего процесса, необходимости принятия нестандартных решений, проявления профессиональной и личностной инициативы, готовности взять на себя ответственность, непрерывного профессионального развития и совершенствования, приводят к ежедневно повторяющимся стрессовым ситуациям, истощению нервной системы, что снижает уровень эмпатии и внимания по отношению к пациенту [5, 6]. Формирование недоверия к системе охраны здоровья влечет за собой, с одной стороны, рост ожиданий и запросов населения к качеству предлагаемых медицинских услуг, с другой – нежелание обращаться в медицинские учреждения без крайней необходимости [7].

Таким образом, в условиях постоянного стресса врач «дозирует» сочувствие и сострадание к пациенту; поэтому современный медицинский работник должен обладать не только устойчивой к стрессам психикой и профессиональными знаниями, но и иметь коммуникативные навыки для выстраивания благоприятных отношений при взаимодействии с пациентами и коллегами [8].

Кроме того, медицинский работник в современной России стал объектом правового и социального контроля, что делает его практически не защищенным со стороны государства [9, 10].

В большей степени права человека на жизнь, здоровье, оказание квалифицированной медицинской помощи охраняются именно врачами и иными медицинскими работниками, так как права пациентов и права медицинских работников тесно связаны между собой. И только защищенный в правовом и социальном отношении медицинский персонал способен эффективно защищать права пациентов. Фактически же права медицинского работника и права пациента отнюдь не равнозначны: по оценкам различных исследователей, жалобы на медицинскую организацию и его персонал в России рассматривают от 7 до 15 организаций; в то время как пациент отвечает за соблюдение врачебных рекомендаций, от которых в основном и зависят эффективность и безопасность проведенного лечения, только перед собой [11...

Брызгалова О.Е., Армашевская О.В., Погонин А.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.