Фарматека №11-12 / 2022
Механизмы профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе их обучения в вузе
1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Российский университет транспорта, Москва, Россия;
3) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия;
4) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия
Обоснование. Анализируется проблема профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как конкурентоспособных специалистов. Акцент делается на особенностях их профессиональной идентификации. Цель исследования: выявить механизмы возникновения профессионально-идентификационных деструкций у студентов с ОВЗ. Методы. В исследовании приняли участие 38 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в российских вузах. Исследование осуществлялось с помощью методики «Статусы профессиональной идентичности». Проведена оценка представлений у студентов с ОВЗ как будущих специалистов о стилях поведения «идеального» и «реального» в межличностном взаимодействии. Результаты. Выявлена необходимость и целесообразность включения на начальных этапах профессиональной подготовки лиц с ОВЗ специальных мероприятий, направленных на блокирование процессов дезориентации и дезадаптации как механизмов возникновения и развития профессионально-идентификационных деструкций.
Заключение. Без проведения мероприятий все принимаемые меры по повышению качества высшего инклюзивного образования могут быть сведены на «нет» в связи с несформированностью у лиц с ОВЗ адекватного представления о своем профессиональном будущем и о мире профессий.
Введение
Одной из актуальных и приоритетных задач современной социальной политики Российской Федерации представляется построение общества равных возможностей, что предполагает не только предоставление лицам с инвалидностью качественного образования, в т.ч. и высшего, но и создание условий для их плодотворного участия во всех сферах общественной жизни.
В настоящее время исследователями отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1], поступающих в образовательные организации высшего образования, в связи с чем разрабатывается система инклюзивной профессиональной подготовки будущих специалистов [2].
И здесь важную роль играет разработка действенных вариативных моделей и технологий профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ как конкурентоспособных специалистов, т.е. таких специалистов, которые были бы способны конкурировать на рынке труда со своими коллегами без инвалидности и ОВЗ. Разработка таких моделей должна основываться на глубоких научно обоснованных психологических знаниях о закономерностях профессионального развития лиц с ОВЗ.
Испытывая затрудненные условия развития, студенты с ОВЗ могут иметь искаженное представление о получаемой в вузе профессии, что во многом определяет блокировку процесса их профессиональной идентификации и снижает качество профессиональной подготовки как одного из важных этапов их профессионального становления.
Вопросы профессионального развития традиционно связываются с таковыми профессиональной идентичности (ПИ) личности. Однако соотношение ПИ и профессионального развития может выглядеть следующим образом: ПИ всегда связана с вопросами: кто я в избранной профессии, насколько мое
«Я» соответствует профессиональному
«Мы»? Становление ПИ происходит в течение всего времени профессионального развития, неразрывно связанного с профессионализмом личности, с ее профессиональной компетентностью. В связи с тем что и профессиональная идентификация, и профессиональное становление выступают как непрерывные процессы, происходящие в течение всего профессионального цикла, эти две категории не отделимы и от категории профессиональных деструкций. ПИ традиционно рассматривают в качестве одного из видов социальной идентичности, обусловленной социальными процессами отождествления себя с определенной социальной группой.
Л.Б. Шнейдер понимает под ПИ такую категорию, которая служит для определения результата осознания личностью своей принадлежности как к определенной профессии, так и к конкретному профессиональному сообществу. ПИ обусловлена особенностями профессионального общения и имеющимся у субъекта деятельности профессиональным опытом. Проявление ПИ отражается в речевых средствах коммуникации через общий образ «Я» [3].
Анализируя психологическую сущность ПИ, Л.Б. Шнейдер отмечает, что ПИ связывает личность с Делом, с миром профессии, с профессиональным сообществом, с теми нормами, правилами, ритуалами, ценностями, которые им приняты. В структуре ПИ исследователь выделяет три традиционных компонента, раскрывающих содержание т.н. установки на себя: когнитивный компонент как знания, умения и навыки профессиональной деятельности; эмоциональный как отражение характера и особенностей отношения как к себе – представителю определенной профессии, так и к профессии в целом, т.е. собственно к Делу, трудовым функциям; поведенческий, характеризующий реакцию личности на отношение, проявляющуюся в непосредственном профессиональном поведении [4]. И.Б. Субботин также рассматривает ПИ как разновидность социальной идентичности, являющуюся итогом взаимодействия процессов идентификации и отчуждения [5].
Большое внимание уделяется факторам ПИ, среди которых рассматривает психофизиологические осо...