Медицинский Вестник №20-21 (669-670) / 2014

Меры и намерения

28 июля 2014

Ответ на вопрос, нужно или не нужно развивать собственную медицинскую промышленность, вроде бы уже дан. Принята федеральная целевая программа, описывающая концепцию развития медпрома, активно предлагаются меры поддержки отечественных производителей… Но, по мнению Владимира ГРИШИНА, доктора экономических наук, пока неясно, есть ли у всех участников процесса осознанное желание развивать этот сектор так, чтобы выиграла не только экономика, но и пациент. В интервью корреспонденту «МВ» Елене Восканян он излагает свою точку зрения на то, как и за счет каких ресурсов должен развиваться рынок медицинского оборудования в целом и отечественный производитель в частности.

Ответ на вопрос, нужно или не нужно развивать собственную медицинскую промышленность, вроде бы уже дан. Принята федеральная целевая программа, описывающая концепцию развития медпрома, активно предлагаются меры поддержки отечественных производителей… Но, по мнению Владимира ГРИШИНА, доктора экономических наук, пока неясно, есть ли у всех участников процесса осознанное желание развивать этот сектор так, чтобы выиграла не только экономика, но и пациент. В интервью корреспонденту «МВ» Елене Восканян он излагает свою точку зрения на то, как и за счет каких ресурсов должен развиваться рынок медицинского оборудования в целом и отечественный производитель в частности.

— Как вы можете охарактеризовать российский рынок медицинских изделий? Каковы тенденции его развития в ближайшей перспективе?

— Медицинские изделия независимо от уровня сложности являются важной составной частью современных технологий при оказании медицинской помощи. Российский рынок медицинских изделий один из самых перспективных в мире (в том числе по причине нашего отставания от уровня технической оснащенности медицинских служб в развитых странах). По различным оценкам, в ближайшие 5—10 лет объем рынка может увеличиться в 3—5 раз. К слову, сегодня мы наблюдаем устойчивую тенденцию удорожания медицинских услуг именно за счет технической компоненты (включая затраты на сервис и техперсонал).

И все же российский рынок медизделий и оборудования развит недостаточно. Несмотря на системные усилия государства, стратегическая задача его развития не решена. Недостаточный учет его особенностей, несвоевременное реагирование на вызовы рынка, а также пробелы в отраслевом законодательстве — вот факторы, сдерживающие рост.

— В чем же, по вашему мнению, состоят особенности рынка медтехники?

— Основная особенность в том, что государство является одновременно и главным заказчиком, и регулятором рынка.

— Как сегментирован рынок с точки зрения видов оборудования и соотношения отечественное/импортное?

— Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хотел бы подчеркнуть: нам сегодня очень не хватает серьезной аналитики рынка медизделий (как оценки количества закупленного, так и реальной картины качества его использования). Подавляющее большинство представляемых данных — это узконаправленные маркетинговые исследования частных компаний.

Характеризуя рынок, следует отметить лишь два факта: его сегментированность и децентрализацию в плане закупок. Дело в том, что закупки медицинских изделий осуществляются исходя из нужд конкретных регионов (а в них — конкретных медучреждений с мнением их руководителей и медиков) на основе программ развития здравоохранения. Это касается как новых закупок, модернизации существующего оборудования ЛПУ, так и вопросов приобретения техники, инструментов и расходных материалов, а также сервиса. При этом часто получается так, что закупки оборудования планируются не исходя из задач обеспечения стандарта оснащения ЛПУ и внедрения современных технологий, а хаотично, исходя из возможностей конкретных бюджетов и субъективных запросов отдельных специалистов. Таким образом, система единого мониторинга и анализа состояния рынка медицинских изделий и долгосрочного планирования развития конкретных ЛПУ становится просто необходимой. Не имея таких данных, производитель, в т.ч. и отечественный, просто не в состоянии проводить свои программы по модернизации производств и готовить планы выпуска продукции.

Вопрос о том, кто может заниматься проведением такого анализа и своевременно предоставлять отчеты и прогнозы, остается, как ни странно, открытым. Минздрав? Минпромторг? Профессиональные объединения производителей? Можно утверждать однозначно: без решения этого вопроса развитие отечественного медпрома крайне затруднительно.

Теперь о соотношении сил на рынке. Итак, примерно половина — э...

Елена Восканян
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.