Медицинский Вестник №13 (398) / 2007
Михаил Гетьман: СТАНДАРТЫ ДОЛЖНЫ ОБРЕСТИ СТАТУС НОРМАТИВНОГО АКТА
Одним из утвержденных приказом Минздравсоцразвития России административных регламентов Росздравнадзора стал документ, описывающий исполнение государственной функции ведомства по контролю за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. Советник руководителя Росздравнадзора Михаил Александрович ГЕТЬМАН считает, что административный регламент имеет революционное значение и способен повлиять на состояние дел в сфере качества оказания российскими ЛПУ медицинских услуг. Своими соображениями в отношении новаций документа, правовых коллизий, мешающих развитию отрасли, а также перспектив отечественного здравоохранения он поделился в беседе с корреспондентом “МВ” Марией Щетининой.
— Михаил Александрович, в принятом административном регламенте есть какие-то существенные изменения функций Росздравнадзора по контролю качества медицинской помощи?
— Одну норму я бы назвал революционной. Речь идет о введении в правовое поле понятия “показатели качества медицинской помощи”. Вопрос принципиальный, поскольку до настоящего времени четкого определения этого понятия в законодательстве и нормативных актах не было вовсе.
Вообще, я бы охарактеризовал ситуацию в отношении качества медицинской помощи в ее законодательном контексте как хаотическую. Например, в законе № 122-ФЗ из фразы, которая звучала в Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ как “стандарты качества медицинской помощи”, убрали слово “качество”. Остались “стандарты медицинской помощи”. В результате в имеющемся на сегодняшний момент законодательстве фигурируют как “стандарты качества медпомощи”, так и “стандарты медпомощи”…
Усугубил ситуацию Федеральный закон “О техническом регулировании”. Статьей 1 документа устанавливаются пределы компетенции этого законодательного акта. Нормы закона не распространяются на стандарты в сфере услуг связи, образовательные, бухгалтерские и аудиторские стандарты. В отношении легитимности действия, а соответственно, и неукоснительности их соблюдения никаких сомнений нет. А вот здравоохранение как раз вошло в сферу технического регулирования. Таким образом, понятие “стандарт в здравоохранении” может оставаться только в статусе национального стандарта или стандарта предприятия. Оба этих статуса предполагают добровольное применение и исключают закрепление их обязательного исполнения в нормативно-правовой базе.
— Каковы практические следствия возникшей правовой коллизии?
— Минздравсоцразвития России в течение прошедших трех лет разработал более 300 стандартов. По указанным выше причинам их не удалось сделать нормативными правовыми актами. А раз они носят рекомендательный характер, значит, никто не вправе требовать их исполнения и, соответственно, проверять. В полномочия же Росздравнадзора входит контроль соблюдения стандартов качества оказания медицинской помощи. Если они необязательны, значит, нам нечего контролировать, у нас нет критериев контроля. Круг замкнулся.
Более того, к настоящему моменту у Росздравнадзора возникли проблемы утилитарного свойства. Генпрокуратура РФ регулярно обращает наше внимание на необходимость исполнения функций, связанных с контролем стандартов качества оказания медицинской помощи. Есть положение, есть требования — надо исполнять. А то, что мы не располагаем критериями оценки качества медицинской помощи, т.е. главным инструментом контроля, никто в расчет не берет.
— Да, положение хуже губернаторского. И как решить возникшую проблему?
— Внести ясные изменени...