Фарматека №1 (254) / 2013
Мотивация сестринского персонала на примере ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН
В статье описаны направления совершенствования сестринского звена Научного центра здоровья детей РАМН, т.к. профессиональное развитие медицинских сестёр невозможно без систематического и регулярного пополнения имеющегося багажа знаний новой информацией. Представлено описание Проекта по развитию сестринского звена, который стартовал в 2011 г. в Научном центре здоровья детей РАМН. Проект направлен на личностное, профессиональное развитие и повышение квалификации медицинских сестёр, а также на подготовку их к роли лидеров в деятельности по развитию сестринского звена медицинских учреждений России.
Данные опроса медицинских сестер
Оргкомитетом I и II Форумов детских медицинских сестер, состоявшихся в феврале 2011 и 2012 гг. в рамках XV и XVI Конгрессов педиатров России, было инициировано проведение опроса, который охватил свыше 1265 детских медицинских сестер, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях России, представляющих 20 территорий. Опрос был посвящен проблемам работы и состояния здоровья специалистов среднего звена. В качестве волонтеров-интервьюеров выступили коллеги опрашиваемых – будущие участницы форума. Анкета для исследования была разработана в ФГБУ “Научный центр здоровья детей” РАМН (далее – НЦЗД РАМН).
По результатам опроса, в приоритетах реформирования сестринского дела повышение уровня профессионального образования поставлено медицинскими сестрами на третье место после повышения заработной платы и снижения психоэмоциональных нагрузок. Большинство (73 %) опрошенных отметили низкий уровень компьютеризации рабочих мест, частые стрессовые ситуации и отсутствие своевременной информации о работе учреждений.
В НЦЗД РАМН также было проведено анонимное анкетирование 56 медицинских сестер различного профиля, работающих в клинике и амбулаторных подразделениях. Средний возраст респондентов составил 37 лет. Согласно результатам этого опроса, 54,3 % медицинских сестер НЦЗД РАМН включили в предложения по оптимизации работы повышение уровня профессионального образования, а 40,85 % – карьерный рост. Большинство (83 %) медицинских сестер не используют в своей работе современные информационные компьютерные технологии, 98 % не имеют публикаций и не участвуют в конференциях, несмотря на то что работают в академическом научном учреждении. При этом средний стаж работы респондентов в НЦЗД РАМН составляет 19 лет.
О Проекте развития сестринского звена
Результаты анкетирования были представлены руководству НЦЗД РАМН, после чего администрация инициировала Проект развития сестринского звена центра, направленный на обучение медицинских сестер, повышение их квалификации, подготовку к роли лидеров по развитию сестринского звена.