Медицинский Вестник №20 (561) / 2011

Мы хотим сегодня. Гарантированное настоящее российского здравоохранения

1 июля 2011

Расходы государственных источников финансового обеспечения программы госгарантий в 2010 году составили 1 449,9 млрд рублей и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 годом. Впрочем, параллельно эксперты отмечают рост дефицита финансирования программы. Одновременно, согласно данным, приведенным в докладе о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2010 году, увеличивается разброс показателей финансирования наполнения региональных программ, сильно различаются по регионам и единицы объема оказания медпомощи. На этом фоне неудивительно, что население по-прежнему недовольно качеством оказываемой ему медпомощи, показатель удовлетворенности остается на низком уровне — 34%. Возможно, ситуация и изменится, когда в полную силу заработают принятый закон об ОМС и активно разрабатываемый и продвигаемый законопроект «Об охране здоровья граждан РФ». Но это будет «завтра», а лечить людей надо сегодня.

Расходы государственных источников финансового обеспечения программы госгарантий в 2010 году составили 1 449,9 млрд рублей и возросли в текущих ценах на 22,3% по сравнению с 2008 годом. Впрочем, параллельно эксперты отмечают рост дефицита финансирования программы. Одновременно, согласно данным, приведенным в докладе о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2010 году, увеличивается разброс показателей финансирования наполнения региональных программ, сильно различаются по регионам и единицы объема оказания медпомощи. На этом фоне неудивительно, что население по-прежнему недовольно качеством оказываемой ему медпомощи, показатель удовлетворенности остается на низком уровне — 34%. Возможно, ситуация и изменится, когда в полную силу заработают принятый закон об ОМС и активно разрабатываемый и продвигаемый законопроект «Об охране здоровья граждан РФ». Но это будет «завтра», а лечить людей надо сегодня.

Несмотря ни на что

На показателях удовлетворенности населения качеством медицинской помощи акцентирует внимание при анализе доклада директор УрО ИГПИ, президент АРМС «Территория» Максим Стародубцев. По данным Министерства регионального развития РФ, в 2010 году в среднем по стране показатель удовлетворенности населения медицинской помощью составил 34,0% от числа опрошенных (в 2009 году — 34,5%).

— Удовлетворенность снижается, несмотря ни на что, — констатирует эксперт. — А ведь оценка этого показателя проводится силами территориальных фондов ОМС и страховых медицинских компаний, что дает основания сомневаться в беспристрастности оценок. Ведь негативный результат весьма неудобен, в т.ч. и региональной власти.

Получается, что в реальности степень удовлетворенности может быть еще ниже. И действительно, в соответствии с Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 в 2010 году определены показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти в области здравоохранения, где критерий удовлетворенности занимает важное место. И анализируя систему финансирования региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, можно натолкнуться на такую отчетную форму, как «индикаторы реализации программы модернизации здравоохранения субъекта РФ». Помимо прочих типовых показателей результативности оказания медицинской помощи, федеральный центр мониторит и удовлетворенность населения медицинской помощью. И только хорошие показатели выполнения программы модернизации, в т.ч. по указанным позициям, позволят субъекту претендовать на получение федеральной помощи в 2012 году.

— Напрашивается очевидный вывод: регионы будут стремиться оптимизировать показатели, заложенные в систему индикаторов реализации программы, — размышляет Максим Стародубцев. — А значит, на бумаге удовлетворенность населения объемами высокотехнологичной медицинской помощи и ее качеством должна неуклонно расти. Особенно если принять во внимание и то, что работники территориальных фондов ОМС и многих СМО формально относятся к мониторингу показателей удовлетворенности, выявлялись и факты заполнения анкет заведующими поликлинических служб. Более того, врачебный персонал предпочитает сопровождать интервьюера по палатам ста...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.