Медицинский Вестник №12 (589) / 2012
Мы наш, мы новый...
Кадровый дефицит в отрасли ни для кого не новость, найти толкового специалиста непросто для клиники любой формы собственности. Особенно, если речь идет о враче, владеющем знаниями и навыками работы на современном медицинском оборудовании и осведомленном о последних достижениях мировой медицины. Помочь отчасти решить эту проблему призван продвигаемый Агентством стратегических инициатив проект создания Российско-германского медицинского университета.
Уникальная потребность
По словам одного из вдохновителей проекта, директора Института развития общественного здравоохранения Юрия Крестинского, идея создания университета возникла еще в 2007 году, когда реализовывался проект строительства центров высоких медицинских технологий. Именно тогда встал вопрос кадровой обеспеченности тех 14 центров, которые должны были быть построены. Оказалось, что в России недостаточно специалистов, которые готовы работать на современном европейском уровне и высокотехнологичном оборудовании и интегрированы в международную систему кооперации в области медицины. Для решения этой проблемы логично было бы задействовать потенциал зарубежных специалистов, пригласив их в Россию с тем, чтобы они учили наших врачей, передавая им свой опыт и внедряя современные подходы к лечебному делу. Учитывая, что такого рода деятельность должна иметь системную основу, идея трансформировалась в создание постоянно действующего учебного медицинского заведения на территории России.
— В 2007—2008 годах эта идея активно разрабатывалась и обрела в общих чертах нынешние формы: совместного Российско-германского медицинского университета с двойной российской и европейской аккредитацией, где уровень образовательных программ и состав учебных планов полностью соответствует не только российским требованиям, но и требованиям, по которым сегодня готовятся медицинские кадры в Европе, — рассказывает Юрий Крестинский.
Отвечая на вопрос об отличительных чертах вуза, он предлагает обратить внимание не столько на уникальный прецедент, сколько на уникальную потребность, сформировавшуюся в отрасли.
— С момента распада Советского Союза в сфере медицинской помощи произошел серьезнейший технологический разрыв между знаниями и технологиями, используемыми в отечественном здравоохранении и в развитом мире. Получилось так, что догонять стало бессмысленно, — замечает эксперт. — Перестраивать российскую высшую школу, безусловно, нужно, и я верю, что это можно сделать, но помимо этого есть смысл рассматривать и более реалистичные пути решения проблемы. Один из очевидных — заимствование образовательных, управленческих и медицинских технологий. Никто не станет спорить с тем, что ни одна медицинская или научная школа, ни одна область знаний не способна развиваться, будучи изолированной от мирового информационного и образовательного пространства.
Не секрет, что наши специалисты в массе как раз находятся в такого рода изоляции, уровень интергации с международным медицинским и научным сообществом минимален.
— Сегодня, несмотря на подписание Болонской конвенции, российское медицинское образование не признаетс...