Медицинский Вестник №7 (476) / 2009

На распутье. Медицинские страховщики ищут свое место в отрасли

1 марта 2009

С начала развития в России обязательного медицинского страхования прошло уже 15 лет. Об эффективности работы системы ведутся бесконечные споры, на практике страховым компаниям приходится сталкиваться с тем, что закон о медицинском страховании написан не очень четко, а значит, каждый может трактовать его по-своему. О том, как живется сегодня страховщикам в системе ОМС и каковы перспективы развития медицинского страхования в России, корреспондент «МВ» Сергей Литвиненко побеседовал с первым заместителем генерального директора ОАО «РОСНО-МС» Ларисой Дмитриевной ПОПОВИЧ.

С начала развития в России обязательного медицинского страхования прошло уже 15 лет. Об эффективности работы системы ведутся бесконечные споры, на практике страховым компаниям приходится сталкиваться с тем, что закон о медицинском страховании написан не очень четко, а значит, каждый может трактовать его по-своему. О том, как живется сегодня страховщикам в системе ОМС и каковы перспективы развития медицинского страхования в России, корреспондент «МВ» Сергей Литвиненко побеседовал с первым заместителем генерального директора ОАО «РОСНО-МС» Ларисой Дмитриевной ПОПОВИЧ.

— Лариса Дмитриевна, выгодно ли сегодня в России заниматься медицинским страхованием?

— Все зависит от определения понятия «выгода». Если мы говорим об ОМС, то надо понимать, что это социально ориентированный вид деятельности. Это не страхование в классическом его понимании. Страховая компания в системе ОМС должна иметь не только компетенцию финансового менеджера. Это еще и организатор здравоохранения, и эксперт, знающий самые передовые технологии лечения, и глубокий аналитик, и защитник прав пациента. Задача социальной защиты сложна технологически и ответственна политически. Мы находимся на острие социальных процессов. Поэтому и требования к квалификации руководителей страховых компаний в системе ОМС значительно выше, чем во многих других видах деятельности. Практически все первые лица в крупнейших компаниях имеют научные степени и опыт организации здравоохранения. Без этого в нашей системе просто нельзя быть эффективным руководителем. Потому что эффективность в системе ОМС — это не размер акционерной прибыли, а степень влияния страховщика на процесс лечения, на доступность помощи, на ее качество, на уровень удовлетворенности пациентов. Если эффективность страховщика в этом смысле велика — значит, его работа выгодна. Выгодна государству, врачам, населению.

Что же касается финансовой стороны дела, то о выгоде можно говорить только тогда, когда у тебя очень большое страховое поле и хорошо организован процесс. Страховщик в системе ОМС получает определенный процент от тех средств, которые передаются на оплату медицинской помощи. Как правило, это менее 2% средств, обращающихся в системе ОМС. То есть получается где-то 2,5—3 рубля за обслуживание каждого застрахованного. На эти деньги создать крупный бизнес и сделать его прибыльным можно только тогда, когда вся система полностью автоматизирована, при этом создан работающий как часы управленческий механизм. Конечно, в крупной компании прибыль есть, но деньги эти достаются очень серьезным трудом.

При этом требования к страховщикам все время возрастают. Мы должны оплачивать высококлассных IT-специалистов, которые создают и настраивают информационную систему. Мы обязаны привлекать дорогостоящих внештатных специалистов для медицинской экспертизы. Кроме того, все годы существования системы ОМС постоянно меняются «правила игры», причем не только на федеральном уровне, но и на региональном. И каждое новое требование фондов ОМС или органов управления здравоохранения приводит к необходимости затрат на «донастройку» работы компании в каждом регионе.

Мы — хорошие менеджеры и многое умеем, поэтому давайте определимся, в каком качестве могли бы быть максимально полезны обществу. Если нет реального страхования, давайте не будем называться страховыми компаниями, ведь это накладыв...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.