Медицинский Вестник №7 (476) / 2009
На распутье. Медицинские страховщики ищут свое место в отрасли
С начала развития в России обязательного медицинского страхования прошло уже 15 лет. Об эффективности работы системы ведутся бесконечные споры, на практике страховым компаниям приходится сталкиваться с тем, что закон о медицинском страховании написан не очень четко, а значит, каждый может трактовать его по-своему. О том, как живется сегодня страховщикам в системе ОМС и каковы перспективы развития медицинского страхования в России, корреспондент «МВ» Сергей Литвиненко побеседовал с первым заместителем генерального директора ОАО «РОСНО-МС» Ларисой Дмитриевной ПОПОВИЧ.
С начала развития в России обязательного медицинского страхования прошло уже 15 лет. Об эффективности работы системы ведутся бесконечные споры, на практике страховым компаниям приходится сталкиваться с тем, что закон о медицинском страховании написан не очень четко, а значит, каждый может трактовать его по-своему. О том, как живется сегодня страховщикам в системе ОМС и каковы перспективы развития медицинского страхования в России, корреспондент «МВ» Сергей Литвиненко побеседовал с первым заместителем генерального директора ОАО «РОСНО-МС» Ларисой Дмитриевной ПОПОВИЧ.
— Лариса Дмитриевна, выгодно ли сегодня в России заниматься медицинским страхованием?
— Все зависит от определения понятия «выгода». Если мы говорим об ОМС, то надо понимать, что это социально ориентированный вид деятельности. Это не страхование в классическом его понимании. Страховая компания в системе ОМС должна иметь не только компетенцию финансового менеджера. Это еще и организатор здравоохранения, и эксперт, знающий самые передовые технологии лечения, и глубокий аналитик, и защитник прав пациента. Задача социальной защиты сложна технологически и ответственна политически. Мы находимся на острие социальных процессов. Поэтому и требования к квалификации руководителей страховых компаний в системе ОМС значительно выше, чем во многих других видах деятельности. Практически все первые лица в крупнейших компаниях имеют научные степени и опыт организации здравоохранения. Без этого в нашей системе просто нельзя быть эффективным руководителем. Потому что эффективность в системе ОМС — это не размер акционерной прибыли, а степень влияния страховщика на процесс лечения, на доступность помощи, на ее качество, на уровень удовлетворенности пациентов. Если эффективность страховщика в этом смысле велика — значит, его работа выгодна. Выгодна государству, врачам, населению.
Что же касается финансовой стороны дела, то о выгоде можно говорить только тогда, когда у тебя очень большое страховое поле и хорошо организован процесс. Страховщик в системе ОМС получает определенный процент от тех средств, которые передаются на оплату медицинской помощи. Как правило, это менее 2% средств, обращающихся в системе ОМС. То есть получается где-то 2,5—3 рубля за обслуживание каждого застрахованного. На эти деньги создать крупный бизнес и сделать его прибыльным можно только тогда, когда вся система полностью автоматизирована, при этом создан работающий как часы управленческий механизм. Конечно, в крупной компании прибыль есть, но деньги эти достаются очень серьезным трудом.
При этом требования к страховщикам все время возрастают. Мы должны оплачивать высококлассных IT-специалистов, которые создают и настраивают информационную систему. Мы обязаны привлекать дорогостоящих внештатных специалистов для медицинской экспертизы. Кроме того, все годы существования системы ОМС постоянно меняются «правила игры», причем не только на федеральном уровне, но и на региональном. И каждое новое требование фондов ОМС или органов управления здравоохранения приводит к необходимости затрат на «донастройку» работы компании в каждом регионе.
Мы — хорошие менеджеры и многое умеем, поэтому давайте определимся, в каком качестве могли бы быть максимально полезны обществу. Если нет реального страхования, давайте не будем называться страховыми компаниями, ведь это накладыв...