Медицинский Вестник №11 (624) / 2013
На шаг впереди
Без преувеличения можно сказать, что сегодняшние молодые препо-
даватели вузов, их знания, опыт и преданность делу определят
завтрашний день всей системы медицинского образования России. Именно от них — резерва профессорско-преподавательского состава — зависит будущая популярность или, как сейчас модно говорить, рейтинг медицинских университетов и академий. Мы попытались создать коллективный портрет молодого доцента, выяснив в ходе опроса наших респондентов их профессиональные и научные предпочтения, а также то, как они оценивают свой социальный статус.
Без преувеличения можно сказать, что сегодняшние молодые преподаватели вузов, их знания, опыт и преданность делу определят завтрашний день всей системы медицинского образования России. Именно от них — резерва профессорско-преподавательского состава — зависит будущая популярность или, как сейчас модно говорить, рейтинг медицинских университетов и академий. Мы попытались создать коллективный портрет молодого доцента, выяснив в ходе опроса наших респондентов их профессиональные и научные предпочтения, а также то, как они оценивают свой социальный статус.
Вчерашним ординаторам и аспирантам, уже защитившим кандидатские диссертации и выбравшим стезю преподавателя, «МВ» предложил ответить на ряд вопросов:
— Почему вы выбрали преподавательскую работу, совмещаете ли вы ее с врачебной деятельностью?
— Какие ступени последипломного образования вам пришлось пройти, прежде чем получить звание доцента?
— Какой теме была посвящена ваша диссертация?
— Чем привлекательна преподавательская работа?
— Обучая других, как пополняете свои знания?
— В каком объеме вы ведете научную работу?
— Какую долю в общих профессиональных доходах составляет непосредственно зарплата доцента? Удовлетворены ли вы оплатой своего труда?
— Сколько времени уходит на дополнительную, не связанную с преподавательской деятельностью, работу?
— Собираетесь ли и в дальнейшем преподавать или есть планы сменить сферу деятельности?
Милана АХВЕРДИЕВА, доцент, кандидат медицинских наук, исполняющая обязанности заведующего кафедрой внутренних болезней № 4 факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ростовского государственного медицинского университета
— Для меня это большое счастье и большая ответственность — «учить и лечить», ведь преподавать клиническую дисциплину в отрыве от нее самой невозможно. Нужно быть на «переднем фронте» медицины, только тогда ты имеешь моральное право учить своих коллег, за плечами у которых годы работы в практическом здравоохранении.
Получив диплом Ростовского медицинского университета, я поступила в клиническую ординатуру по специальности «внутренние болезни». После окончания ординатуры была зачислена на кафедру внутренних болезней № 4, начинала работать ассистентом, теперь я — доцент, исполняю обязанности заведующего кафедрой.
В 1998 году защитила кандидатскую на тему «Патогенетические аспекты влияния курения на сердечно-сосудистую систему». Наша кафедра продолжает развивать научное направление по изучению и выявлению предикторов заболеваний на ранних стадиях у людей с различными факторами риска, в том числе у курильщиков.
Профессия преподавателя дисциплинирует, мотивирует быть «на шаг впереди», дает возможность аккумулировать тот позитив, который всегда присутствует в учебной аудитории.
Сегодня профессиональную информацию можно черпать отовсюду — из интернет-порталов, отечественной и иностранной периодики, научно-образовательных форумов… Но информация постоянно меняется. Поэтому необходимо «держать руку на пульсе».
В настоящий момент я занимаюсь докторской диссертацией. Работа экспериментальная, на стыке двух дисциплин — кардиологии (острый инфаркт миокарда) и эндокринологии (сахарный диабет).
Мой оклад доцента — 16 051 рубль плюс доплата за стаж в размере 1200 рублей. Но у меня и большинства моих коллег это не единственный источник дохода — многие совмещают работу на кафедре и в практическом здравоохранении.
Сегодня мы стали свидетелями позитивных изменений, которые претерпевает система оплаты труда врачей и учителей. Очень надеюсь, что тенденция роста заработной платы этим категориям работников сохранится, а увеличение зарплаты будет соответствовать росту цен и тарифов. Надеюсь, что все-таки сохранятся надбавки за ученую степень, звание, врачебную категорию, ведь, чтобы приобретать литературу, иметь возможность ездить на научные форумы и стажировки, нужны средства. И в первую очередь это касается молодых специалистов. Вообще же социальное благополучие врача и педагога — залог успешного общества.
Мне нравится моя работа, и одно из ее положительных качеств — возможность разностороннего развития и самореализации, разнообразие сфер деятельности и возможность находиться в гуще событий.
Людмила ВДОВИНА, доцент кафедры пропедевтической стоматологии Нижегородской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, врач-стоматолог-терапевт
— Считаю, что нельзя быть хорошим преподавателем стоматологии, не работая при этом врачом с пациентами в клинике, потому что, не имея практических мануальных навыков, очень сложно научить чему-то студентов. Совмещать преподавание и практическую деятельность гораздо интереснее, чем быть просто клиницистом.
Я окончила стоматологический факультет НижГМА в 1999 году, поступи...