Медицинский Вестник №1 / 2018

На стыке двух парадигм

16 апреля 2018

Минувший год был достаточно успешным для российского здравоохранения, несмотря на непростую экономическую ситуацию и не слишком большой инвестиционный ресурс. Показатели здоровья населения улучшились, система стала работать более эффективно. И, на мой взгляд, здравоохранение сделало еще один шаг вперед.

Хотелось бы выделить три важных тренда. Первое: Минздрав внес в Правительство РФ стратегию развития системы здравоохранения, где обозначил достаточно прогрессивный взгляд. Это следует уже из названия документа «Создание национальной клиентоориентированной системы здравоохранения». Во-первых, правильное слово  – «национальной». Впервые Минздрав заговорил не о ведомственной или государственной системе, т.е. открыл ворота для доступа всех медорганизаций и врачей к оказанию медицинской помощи, в том числе по государственной программе гарантий, что, безусловно, повысит качество и доступность, конкурентоспособность и эффективность.

Второе важно слово – «клиентоориентирование». Наша система здравоохранения всегда была, скорее, продуктоориентированной, т.е. вертелась вокруг врачей, нормативов, порядков оказания медицинской помощи, регламентов: сколько должно быть специалистов, как они должны друг другу перенаправлять пациентов и т.д. А сам пациент был в этой системе неким прилагательным, т.е. зависимой ее частью. И то, что Минздрав обозначил в заголовке стратегии эту парадигму, очень важно идеологически. Если изменения перейдут от слов к делу, то, конечно, мы все это почувствуем. Потому что система начнет крутиться вокруг пациентов. В принципе те направления и те усилия, которые определил Минздрав для развития системы здравоохранения, можно только поддержать и сказать: «Спасибо».

Второй важный тренд, который будет очень важным фактором смены парадигмы здравоохранения, – это ...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.