Медицинский Вестник №8 (351) / 2006
Национальный проект “Здоровье”: профсоюзный взгляд
Важность и необходимость инициатив Президента РФ В.В. Путина в области здравоохранения, которые приобрели характер приоритетного национального проекта, невозможно переоценить, поскольку еще ни разу в истории нашего здравоохранения на столь высоком уровне не предлагались такие конкретные, а главное, столь значимые и весомые инициативы, поддержанные соответствующими объемами гарантированного финансирования. Поскольку нас как профсоюз в первую очередь волнуют вопросы оплаты труда, сохранения и приумножения социальных гарантий для работников отрасли, я подробнее остановлюсь на этих моментах.
Признавая большой объем работы по разработке механизмов реализации этих направлений, выполненной Минздравсоцразвития России в относительно короткие сроки, мы с сожалением вынуждены констатировать, что чиновники вновь разрабатывали эти документы только в недрах своего министерства, самостоятельно, без привлечения общественных организаций, профессиональных ассоциаций, других заинтересованных структур. А ведь В.В. Путин говорил о необходимости ведения конструктивного диалога с медицинской общественностью, а также вернулся к этому вопросу на встрече с руководителями общероссийских объединений профсоюзов, состоявшейся 19 октября 2005 года. Наличие такого конструктивного диалога, думаю, позволило бы избежать проблемных ситуаций в коллективах учреждений здравоохранения и множества вопросов, возникающих как у медицинских работников, так и у специалистов экономических служб, а также значительно ускорить сроки принятия нормативных документов. Вопросов на местах действительно много. Так, из-за того, что в нормативных документах не были указаны работники первичного звена (участковой службы и общей врачебной (семейной) практики), должности которых предусмотрены в штатах учреждений здравоохранения федерального подчинения, в т.ч. в случаях отсутствия муниципальных учреждений здравоохранения (ЗАТО), ведомственных учреждений здравоохранения (структурных подразделений организаций), в частности многочисленных медсанчастей, организаций здравоохранения, иных организационно-правовых форм и форм собственности (ГУП, ОАО), то вопрос о включении указанных категорий работников в Федеральный регистр потребовал дополнительного рассмотрения. В результате письмом Минздравсоцразвития России от 13.02.2006 № 676-РХ предусматривается возможность участия медицинских работников указанных учреждений в оказании дополнительной медицинской помощи и, соответственно, получения ими установленной денежной выплаты. Однако есть большая вероятность, что работники участковой службы этих учреждений, которые сегодня несут существенную нагрузку по медицинскому обслуживанию прикрепленного населения на своем участке, не получат надбавок стимулирующего характера к заработной плате за январь-февраль 2006 года. Не предусмотрены постановлением Правительства РФ и участковые медицинские сестры, должности которых предусмотрены типовыми штатными нормативами в ряде учреждений здравоохранения (участковые больницы, сельские врачебные амбулатории), так как в этих учреждениях предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров. В настоящий момент Минздравсоцразвития России разъяснило, что если указанные врачи фактически работают по участковому принципу и выполняют обязанности участковых в полном объеме, то руководители органов управления здравоохранением муниципальных образований могут вводить вместо должностей врачей-терапевтов и врачей-педиатров соответственно должности врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых. В ряде территорий должности врачей-терапевтов участковых по причине отсутствия специалистов занимают фельдшера. Однако включение их в Федеральный регистр также не предусмотрено. Отсутствуют в перечне постановления помощ...