Медицинский Вестник №28 (455) / 2008

Нарушения голоса у детей и подростков

1 сентября 2008

Состояние голосовой функции — одна из наименее изученных областей оториноларингологии, т.к. для выявления этой патологии необходимо специализированное оборудование (спектро­анализаторы, стробоскопы, эндоскопическое оборудование). Cведения о характере и частоте нарушений голоса у детей немногочисленны и достаточно противоречивы. Процент выявленной патологии голоса можно считать весьма условным, т.к. и в настоящий момент существуют определенные трудности, связанные с осмотром гортани, особенно у детей раннего возраста. Высказываются различные взгляды на тактику ведения таких больных. Все это и определяет интерес к проблемам исследования, диагностике и коррекции нарушений детского голоса.

Состояние голосовой функции — одна из наименее изученных областей оториноларингологии, т.к. для выявления этой патологии необходимо специализированное оборудование (спектро­анализаторы, стробоскопы, эндоскопическое оборудование). Cведения о характере и частоте нарушений голоса у детей немногочисленны и достаточно противоречивы. Процент выявленной патологии голоса можно считать весьма условным, т.к. и в настоящий момент существуют определенные трудности, связанные с осмотром гортани, особенно у детей раннего возраста. Высказываются различные взгляды на тактику ведения таких больных. Все это и определяет интерес к проблемам исследования, диагностике и коррекции нарушений детского голоса.

Частота нарушений голосообразования у детей достаточно велика (6—34%) и имеет тенденцию к увеличению. Причины этого разнообразны: высокий процент патологии органов дыхания (респираторные аллергозы, бронхиальная астма, заболевания полости носа, околоносовых пазух и носоглотки); увеличение голосовой нагрузки (школы раннего развития, обучение иностранным языкам детей раннего возраста); рост процента курильщиков и раннее применение контрацептивных средств среди детей и подростков.

Нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть: приятным на слух; с соответствующим балансом ротового и носового резонатора; достаточно громким; основная тональность речи (привычная основная высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость. Темп речи должен быть таким, чтобы не нарушались эти основные характеристики нормального голоса. Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к упомянутым выше характеристикам нормального голоса добавить частицу “Не”.

Традиционно выделяют 4 типа нарушений голоса: нарушения тембра, нарушение резонанса, изменение громкости, изменение высоты тона.

Специалист, занимающийся проблемами детского голоса, должен помнить о возрастных особенностях структур гортани, типах дыхания, которые определяют особенности голосообразования в определенные периоды жизни ребенка.

У новорожденных и грудных детей голосовые складки незрелые анатомически и физиологически, поэтому они более подвержены воспалительному и травматическому поражению. Укорочение голосовых складок наряду с узостью просвета гортани приводит к тому, что даже при небольших воспалительных или нодозных изменениях в гортани у детей возникают стенотические нарушения, значительно усложняющие состояние ребенка.

В процессе онтогенеза меняется и механизм фонации у детей. От 0 до 7 лет преобладает фальцетный механизм фонации, с доминирующим участием перстнещитовидной мышцы, другие мышцы принимают лишь косвенное участие. Перстнещитовидная мышца не только суживает голосовую щель, но и одновременно натягивает голосовые складки. Голосовая мышца формируется лишь в возрасте 7—12 лет в результате отщепления от щиточерпаловидной мышцы, а затем продолжает развиваться до 19—20 лет. Постепенно механизм фальцета заменяется колебаниями голосовых складок. Таким образом, механизм фонации ребенка отличается от процесса голосообразования взрослого человека.

Вследствие неравномерности роста различных частей голосового аппарата голос ребенка меняется на протяжении его жизни по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам, поэтому специалистам, занимающимся детским голосом, следует выделять следующие возрастные группы:

• Пренатальная — до момента рождения.

• Младенчество — от рождения до 2 лет.

• Ранний детский возраст — от 2 до 5 лет.

• Средний детский возраст — от 5 до 9?лет.

• Позднее детство — от 9 лет до начала пубертата.

• Ранний взрослый период — пубертат, обычно от 12 до 15 лет.

• Средний взрослый период — от 15 до 18?лет.

• Окончательное взросление — от 19 лет до 21 года.

Начиная с периода позднего детства, могут появляться первые признаки мутации или смены голоса. Это физиологическое явление, связанное с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. До этого голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и в меньшей степени у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, т.к. увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3—4 мм, в результате голос понижается только на терцию. В период мутации меняется механизм голосо­образования: на смену фальцетному, характеризующемуся смыканием краев голосовых складок, формируется новый, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок, голос приобретает грудное звучание.

Первыми признаками приближающейся мутации являются: сужение диапазона, потеря высоких нот, быс...

Елена Юрьевна РАДЦИГ, доцент кафедры оториноларингологии педиатрического факультета РГМУ, доктор медицинских наук
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.