Медицинский Вестник №16 (521) / 2010

Несколько слов о вечном

1 июня 2010

Заведующий кафедрой семейной медицины ИПО Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) профессор Борис Львович Мовшович основал в 1992 году одну из первых в России кафедру общей врачебной практики/семейной медицины. Для практического здравоохранения кафедра подготовила более 2 тысяч специалистов, в их числе 20 ученых — кандидатов и докторов наук. Формирование врача происходит в три этапа: сначала — интеллигентная личность, затем — профессионал и ученый, отмечает Б.Л. Мовшович. Мы предлагаем вниманию читателей эссе, принадлежащие перу Бориса Львовича. Сам автор характеризует их так: эмоционально-интеллектуальный посыл врачу, дабы он за «деревьями» — болезнями — увидел «лес» — жизнь во всех ее ипостасях, сумел возвыситься над diagnosis morbi до diagnosis aegri.

Заведующий кафедрой семейной медицины ИПО Самарского государственного медицинского университета (СамГМУ) профессор Борис Львович Мовшович основал в 1992 году одну из первых в России кафедру общей врачебной практики/семейной медицины. Для практического здравоохранения кафедра подготовила более 2 тысяч специалистов, в их числе 20 ученых — кандидатов и докторов наук. Формирование врача происходит в три этапа: сначала — интеллигентная личность, затем — профессионал и ученый, отмечает Б.Л. Мовшович. Мы предлагаем вниманию читателей эссе, принадлежащие перу Бориса Львовича. Сам автор характеризует их так: эмоционально-интеллектуальный посыл врачу, дабы он за «деревьями» — болезнями — увидел «лес» — жизнь во всех ее ипостасях, сумел возвыситься над diagnosis morbi до diagnosis aegri.

Учитель медицины

Взгляд сквозь повседневное в вечность непрост; сегодняшняя образованность — призрак, поверхностные схемы. Приоритет экономики заводит в тупик, ибо школа всегда важнее экономики: полуобразованность нации взрывоопасна, грозит культом новых вождей. Как избежать извечного российского вопроса: кто виноват? Пусть прошлое перемывает свои кости в тлен. Вопрос в другом: что имеем и куда идем — Quo vadis — Камо грядеши?

Школа всегда отстает и давит, как будто у нее нет другого выхода. Ненасильственное, органическое знание содержит награду в самом себе. Сегодня это компьютер и Интернет, обращению с которыми дети учатся шутя, а мы плача. Русское поле цитат составляли книги, теперь это файлы, песни, сериалы — универсальный мировой набор. По-настоящему мы знаем то, что умеем. Только целостное, а не головное знание преображает человека навсегда: нельзя разучиться плавать. Первостепенному, дающему навык и приносящему радость, учатся вне школы, часто вопреки ей.

Занятия наукой дают учителю медицины страсть, посыл поиска, смелость, умение дискутировать, отстаивать свою нестандартную точку зрения. Все это переносится в преподавание, тогда лекция и клинический разбор — моноспектакль, пир интеллекта.

Модули медицинского образования: информация — я о чем-то слышал, где-то об этом читал, что-то видел; знания, умения (опредмеченная, овеществленная информация) — я умею диагностировать заболевания, выписывать необходимые рецепты, составить лист назначений в стационаре, оказать неотложную помощь, если необходимо прооперировать; мудрость (знания, умения, преформированные через цепь поколений) — классика Гиппократа, Цельса, Пирогова плюс личный опыт врача, который с каждым уходит в могилу.

Учитель медицины — врач. Врачуем человека, учим врачеванию человека. Что есть человек? Это дуальная структура единства тела и души в их постоянном пр...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.