Медицинский Вестник №13 (590) / 2012
Ни синицы, ни журавля
Существующая организация медицинской помощи жителям села демонстрирует неэффективность государственной политики по развитию сельского здравоохранения, а постоянное ухудшение территориальной доступности медицинской помощи нарушает конституционные права граждан. К такому заключению пришли участники круглого стола «Законодательное обеспечение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению», организованного Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья. Благими ли намерениями руководствовались те, кто давал указания в массовом порядке закрывать сельские больницы, или решения принимались, как теперь часто говорят, «исходя из экономической целесообразности»? В любом случае это лишило тысячи людей всякой медицинской помощи.
Вне зоны доступа
Эксперты назвали необходимым шагом внесение комплекса поправок в российское законодательство, нацеленных на системные изменения в организации медицинской помощи для сельских жителей с учетом географических особенностей страны, повышение доступности скорой медицинской помощи, выравнивание тарифов и общее развитие сельской инфраструктуры в целом.
Обосновывая необходимость изменений, председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников отметил низкую обеспеченность сельских жителей лечебными учреждениями, слабую материально-техническую базу ЛПУ, а также огромный разрыв, существующий между потребностью населения в медицинской помощи и реальными финансовыми ресурсами, выделяемыми на ее обеспечение. Примечательно, что снижение доступности медицины на селе происходит даже несмотря на широкомасштабные реформы российского здравоохранения. Так, например, с 2006 года временной интервал, который необходим среднестатистическому сельскому жителю, чтобы добраться до врача, увеличился в три раза.
— Российская Федерация является самой большой по территории страной в мире, и когда речь идет о доступности и качестве медицинской помощи, она испытывает целый ряд проблем, не похожих на те, которые существуют в других странах, — отметил Сергей Калашников. — У нас как бы существует две страны: одна — с достаточно высокой плотностью населения, за исключением, может быть, северных районов к западу от Урала, и другая — за Уралом, где реже поселения, ниже доступность медицинской помощи, больше расстояния, которые отделяют заболевшего человека от того места, где ему могут оказать медицинскую помощь. Это не означает, что проблемы оказания медицинской помощи сельскому населению в европейской части страны решены. Я хочу лишь подчеркнуть, что когда мы говорим о проблеме доступности медицинской помощи сельскому населению, то должны вести речь о двух разных системах координат.
Председатель профильного комитета указал на значительные перекосы в государственной политике: передача полномочий в сфере обеспечения медицинской помощью на уровень регионов привела лишь к сокращению ее объемов. Не вызвало ажиотажа в среде молодых специалистов и принятое недавно решение о выделении врачам до 35 лет 1 млн руб., даже с учетом этих денег молодые выпускники медицинских вузов пока не рвутся работать в деревне.
Конечно, нельзя отрицать, что некоторые положительные изменения, такие, например, как создание 461 фельдшерско-акушерского пункта в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в последнее время все-таки произошли. Но они не смогли переломить уже закрепившуюся тенденцию к сокращению объемов сельской медицины.
Негативные процессы нарастают
Особое возмущение парламентарии высказали в ходе обсуждения темы сокращения сельских участковых и районных больниц. По информации члена Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Геннадия Кулика, с 2000 года закрылось около 100 районных больниц, более чем в 6 раз уменьшилось число участковых больниц.
...