Медицинский Вестник №15 (520) / 2010

Никакой боязни

1 мая 2010

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», оперативно принятый Госдумой РФ, одобренный Советом Федерации и утвержденный Президентом РФ, вызывает весьма неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Наиболее радикально настроенные видят в нем угрозу для всей системы оказания медпомощи населению. Впрочем, министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова уверена, что в сфере здравоохранения «никаких негативных изменений не произойдет» и «никакой боязни у населения с точки зрения того, что объемы ассигнований в сферу здравоохранения уменьшатся, быть не должно».

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», оперативно принятый Госдумой РФ, одобренный Советом Федерации и утвержденный Президентом РФ, вызывает весьма неоднозначную реакцию в экспертном сообществе. Наиболее радикально настроенные видят в нем угрозу для всей системы оказания медпомощи населению. Впрочем, министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова уверена, что в сфере здравоохранения «никаких негативных изменений не произойдет» и «никакой боязни у населения с точки зрения того, что объемы ассигнований в сферу здравоохранения уменьшатся, быть не должно».

Как лучше

Одна из очевидно просматриваемых целей принятия закона — оптимизация управления финансированием отрасли.

— Причиной появления закона было данное в 2006—2007 годах (при рассмотрении Бюджетного кодекса) обещание Минфина РФ определить порядок расходования внебюджетных средств, — рассказывает депутат Госдумы РФ, академик РАМН Сергей Колесников. — Тогда было стремление все заработанные средства забирать в соответствующий бюджет и затем распределять по воле чиновников. Нам (депутатам от «Единой России») удалось доказать, что это нанесет ущерб наиболее активным и инициативным бюджетным учреждениям, а также неизбежно приведет к росту теневого оборота. Минфин согласился с этими доводами и обязался разработать порядок расходования к 2010 году. Но пошел значительно дальше и предложил вообще изменить статус бюджетных организаций, сначала создать автономные, а теперь — бюджетные.

По его мнению, у государства есть желание оптимизировать (читай снизить) траты в бюджетной сфере. И если бы дело касалось только непроизводительных трат, то это можно только приветствовать. Тем более что закон призван создать стимулы к улучшению качества и расширению ассортимента услуг, поскольку дает возможность свободно оперировать заработанными сред­ствами.

— Закон дает возможность более свободно оперировать и бюджетными средствами, согласуя их с интересами учреждения и, будем надеяться, коллектива и пациентов, — развивает свою мысль депутат, — но, к сожалению, у Минфина есть еще и мало прикрытое желание в период кризиса минимизировать затраты с параллельным развитием системы оказания платных услуг, что и вызывает основные опасения как у медиков и учителей, так и у населения.

При этом очевидно, что что-то для создания стимулов в здравоохранении делать надо, по­скольку недовольны качеством и доступностью медицин­ской помощи более 60% российских граждан, в том числе и сами медики.

Похожей точки зрения на цели, преследуемые принятием закона, придерживается и директор Уральского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований, президент Ассоциации региональных медицин­ских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев: — Надеюсь,

что государство хотело «как лучше». Поэтому согласен с мнением, что документ появился с целью обеспечения «имущественной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений». Самостоятельность действительно нужна.

Большая свобода для руководителей ЛПУ при распоряжении как бюджетными, так и заработанными средствами, пожалуй, главный плюс нового законопроекта, так же как и отказ от пресловутого «сметного» финансирования. Это отмечают большинство экспертов.

— К позитивным аспектам принятия закона я бы отнес экономическую самостоятельность и свободу, которые получат бюджетные учреждения здравоохранения, — высказывает свое мнение президент Ассоциации донских врачей, директор Ростовского филиала страховой медицинской компании «Макс-М», заслуженный врач РФ Виктор Пахарин. — Кроме того, у них появится официальная возможность зарабатывать на новых прогрессивных методиках лечения того или иного заболевания (кстати, уже внедренных в больнице), проще станет зазывать пациентов для лечения к известным докторам, имя которых у всех на слуху.

Мне думается, что принятие нового закона даст возможность ряду ЛПУ возродить практику управления больницей не главным врачом, а опытным менеджером. Кстати, пять лет назад такой эксперимент был осуществлен и в Ростовско...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.