Медицинский Вестник №29 (606) / 2012
Николай ЮЩУК: медицинское образование немыслимо без практики
— Николай Дмитриевич, сейчас нередко звучат два диаметрально противоположных мнения: «отечественное высшее медицинское образование одно из лучших в мире» и «наше медицинское образование безнадежно отстало». Какой точки зрения придерживаетесь вы?
— Совершенно ясно, что реформы высшего образования назрели. Но я абсолютно не согласен, когда ругают то образование, которое у нас было в советское время. Просто в 90-е годы мы не двигались вперед по ряду причин, главная из которых — отсутствие материальной поддержки вузов. Это лишало возможности закупать современное оборудование и тренажеры, соответствующим образом оснащать клинические базы. Была ослаблена организационно-методическая работа. Лучшие молодые кадры были вынуждены уйти из вузов на поиски работы, позволяющей содержать свои семьи. Оставшиеся метались между несколькими местами работы по той же причине — скудности заработной платы. Старело оборудование, методическое обеспечение, кадры. Поэтому, конечно, медицинское образование необходимо развивать и совершенствовать. И новый министр Вероника Игоревна Скворцова, как опытный врач, ученый и педагог, это прекрасно понимает, поэтому одним из приоритетов Минздрава России при множестве других является образование.
— Как вы оцениваете те реформы, которые уже озвучены руководством отрасли и внедряются в вузах?
— Сейчас стараются привести наше образование к европейским стандартам. Я целиком поддерживаю эту идею, но меня настораживает некоторый элемент торопливости при ее осуществлении, потому что сделать «хорошо и быстро» практически невозможно, слишком это сложный процесс. Его надо продвигать постепенно: в первую очередь необходимо обучить педагогов, подготовить соответствующую материальную базу, которой в большинстве медицинских вузов на сегодняшний день нет.
В обучении будут четко прослеживаться несколько направлений. Первое: теоретическая база образования — это современная биофизика, тканевая инженерия, кибернетика, биохимия, протеомика, генетика, клеточная и генная терапия и другие достижения, которые имеются в медицинской науке. Ими надо вооружать преподавателей, затем студентов. Второе: медицинское образование немыслимо без практики, но у наших студентов нет тех практических навыков, которыми владеют многие зарубежные учащиеся. Данному аспекту уделено большое внимание в разрабатываемых программах. В связи с этим неплохо было бы учесть опыт советской медицинской школы — выездные практики, когда студенты 4 и 5 курсов отправлялись в различные области страны и под руководством опытного врача постигали азы профессии, становились практическими врачами. И я сам, и многие мои коллеги проходили практику в районных больницах, что дало нам очень многое.
Кроме того, вузам...