Медицинский Вестник №17 (558) / 2011
Нооклерин в терапии детей с пограничной психической патологией
На сегодняшний день официальная медицинская статистика свидетельствует о неуклонном росте пограничных форм психической патологии у детей. В значительной степени это обусловлено высокими психогенными и информационными нагрузками, подчас превышающими резервные возможности ребенка. О том, как решается данная проблема, мы попросили рассказать научного руководителя отделения клинико-психологических проблем нарушений психического развития Московского НИИ психиатрии, доктора медицинских наук, врача-психиатра высшей категории Нину Константиновну СУХОТИНУ.
— Сегодня во многих изданиях можно встретить тревожные данные о неудовлетворительном психическом здоровье детей и подростков. Расскажите, что на самом деле происходит с распространенностью данной патологии? И какие именно расстройства психики преобладают среди современных детей?
— Последние десятилетия характеризуются поступательным ростом пограничных психических расстройств среди детско-подросткового населения, существенно превышая аналогичные показатели роста у взрослых. В различных изданиях можно встретить данные о колоссальном увеличении числа нервно-психических расстройств у детей, особенно среди учащихся старших классов. Причины, способствующие увеличению такой распространенности, различны.
В первую очередь надо учитывать, что многие отклонения в психике ребенка не являются психическими заболеваниями как таковыми, а есть результат рассогласования между возможностями организма и требованиями, предъявляемыми обществом к когнитивным, эмоциональным и волевым качествам ребенка или подростка, т.е. отражают особенность его психического здоровья. И когда приходится говорить о значительном распространении психических отклонений у детей и подростков, речь идет о расстройствах, которые еще не достигают развернутой картины психической патологии, но уже являются показанием для помощи психоневролога.
Таким образом, на сегодняшний день существует большая группа детей и подростков, у которых нет явных психических заболеваний, но есть пограничные формы психических расстройств, Например, у ребенка изначально присутствует низкая интеллектуальная норма или плохие показатели в...