Медицинский Вестник №19 (404) / 2007
Новые технологии — удел немногих
Исходя из своего опыта, считаю, что курировать молодых врачей, тем более руководителей, нужно обязательно. Мне много приходилось работать с заведующими отделениями, со своими заместителями, которых я ненавязчиво контролировал и обучал. И только когда я видел, что руководитель состоялся, давал ему полную самостоятельность. Сейчас могу сказать, что такой подход к выращиванию кадров за 35 лет работы себя оправдал.
Бросить на произвол судьбы молодого врача, молодого администратора — чревато последствиями. Он может “утонуть” либо “наломать дров”. Счастливые исключения из этого правила редки.
Хирург с мировым именем профессор Лидский так когда-то говорил: “Я могу научить быть хирургом любого брадобрея. Но нужно ли это?” Если доктор не проявляет особого рвения к чему-то новому, если его устраивает настоящая ситуация, то никакие “подталкивания” не дадут эффекта.
Бывали ситуации, когда мы обучали докторов работать по новым технологиям, но потом эти врачи уходили. Они возвращались обратно в рутинную лечебную работу. Им просто были неинтересны новации. И здесь я согласен с Валерием Михайловичем Николаевым — если врач не хочет учиться, то вести его куда-то “за ручку” не имеет смысла.
Самый главный принцип обучения врача заключается в его непрерывности. Наша работа подразумевает постоянное самосовершенствование. Повысить свой уровень в обычной больнице, даже в клинической, — невозможно. Новым технологиям врач должен учиться на курсах повышения квалификации, на кафедрах. Раз ...