Фарматека №4-5 / 2023
Новый формат проведения занятий в женской консультации с беременными и кормящими женщинами в реалиях современного мира
Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи, Москва, Россия
Статья посвящена формированию доминанты материнства и грудного вскармливания у женщин. Разработан курс занятий и лекций, включающий вопросы питания в период беременности, грудного вскармливания, вопросы ухода, питания ребенка на первом году жизни. Проведена оценка эффективности разработанного курса.
Введение
Грудное вскармливание (ГВ) – идеальная и естественная форма питания новорожденных детей и детей раннего возраста. ГВ оказывает влияние на здоровье как ребенка, способствуя его росту и развитию, так и матери, снижая риск рака груди, яичников, влияет на эмоциональное состояние женщины, снижая риск развития послеродовой депрессии, способствуя формированию близких и доверительных отношений в семье. В связи с этим ГВ должно рассматриваться как физиологически адекватное питание новорожденного и грудного ребенка.
На сегодняшний день распространенность ГВ в РФ остается недостаточно высокой. Занятость на работе и в учебе, изменение темпов жизни, приоритетов в обществе, малая информированность матерей о влиянии ГВ на организм ребенка и самой женщины служат препятствием для ГВ ребенка, что и приводит к отказу от него, как следствие – происходит увеличение заболеваемости среди детей. Распространенность представлена в Приложении 1.
Питание беременных и кормящих женщин для обеспечения ГВ
Для поддержания длительного ГВ актуально проведение комплексных мер, направленных на психологическую подготовку беременной и кормящей женщины, помощь со стороны медперсонала по поддержке ГВ на всех этапах работы с беременными и кормящими женщинами, организацию здорового питания во время беременности и лактации. Важным является работа с беременными женщинами по развитию доминанты ГВ, которая является составной частью доминанты материнства.
Работать с беременными женщинами в женских консультациях необходимо как можно раньше: с момента постановки на учет по беременности. В этот период женщине необходимо ознакомиться:
- с принципами рационального питания беременных и кормящих женщин (роль питания, ассортимент продуктов, продукты, которые следует ограничивать, полностью исключать из рациона, специализированные продукты для беременных и кормящих женщин, витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин, вода и напитки в рационе беременных женщин, продукты, усиливающие лактацию [сухие инстантные смеси с лактогенными добавками, лактогенные чаи]);
- подготовиться к рождению ребенка (организация комнаты ребенка, безопасность дома, выбор коляски, кроватки, одежды, предметов ухода, игрушек, порошки и моющие средства и т.д.);
- подготовиться к ГВ ребенка (раннее прикладывание к груди, совместное пребывание с ребенком, роль свободного вскармливания в становлении лактации, техника прикладывания к груди; трудности при становлении лактации: плоские соски, поздний старт лактации, лактостаз, способы стимуляции лактации, сцеживание молока: ручное и с помощью молокоотсосов, аксессуары);
- по уходу за новорожденным ребенком (предметы ухода, моющие средства, техника ежедневного купания, уход за пупком, глазами и др., закаливание, значение прогулок и их продолжительность).
Обучение беременных женщин в женских консультациях в очном формате осуществляется в виде групповых или индивидуальных занятий.
В настоящее время в связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой в стране и в мире проводить лекции и занятия с беременными женщинами в условиях женской консультации в очной форме не всегда представляется возможным. Данные сложности послужили основой для разработки новых подходов к проведению занятий. Для удобс...