Медицинский Вестник №11 (396) / 2007

Нужен честный социальный контракт между медициной и обществом

1 марта 2007

Биоэтика представляет собой часть современной культуры, она возникла в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Основная задача биоэтики — выявлять различные позиции в обществе по сложнейшим моральным проблемам, сопутствующим этому прогрессу, а также в максимально возможной степени способствовать их решению. Американский онколог Ван Ренсселер Поттер, предложивший в 70-х годах прошлого столетия термин “биоэтика”, называл ее “наукой выживания”. На какой стадии развития находится биоэтика в нашей стране и каковы ее задачи применительно к сегодняшнему дню России? Об этом рассказывает заведующий сектором биоэтики и гуманитарной экспертизы Института философии РАН доктор философских наук Павел Дмитриевич ТИЩЕНКО.

— Какие проблемы биоэтики являются самыми насущными для нашей страны?
— Я бы выделил четыре блока проблем, которые сейчас встают перед медициной и всем обществом и требуют осмысления.
Во-первых, положение врача в обществе. Я думаю, что те преобразования, которые идут под эгидой реформы здравоохранения, так или иначе должны привести к новой позиции врача в обществе. Раньше он был частью государственного аппарата, выполнял определенные возложенные на него функции. Сегодня медицинская профессия оказалась в других условиях, когда государство уже не рассматривает медицину как вид деятельности, в которой оно собирается полностью все контролировать. И сразу возникает самый главный вопрос: проблема справедливости в здравоохранении. Не секрет, что и в прессе, и в частных беседах с людьми очень часто можно слышать, что у нас в России существует два самых коррумпированных профессиональных сообщества — милиция и медицина. И, к сожалению, в этом есть доля истины.
Необходимо понять, почему возникло такое положение вещей и каковы возможности выхода из него. Исследования, проведенные ВОЗ, показывают: как только оплата медперсонала падает ниже определенного уровня, то коррупция в здравоохранении возрастает в десятки раз. Это мы сейчас и наблюдаем.
Беда в том, что наше общество не хочет отдавать себе отчет, какого рода здравоохранение мы хотим иметь и можем себе позволить. Согласно Конституции РФ и Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан существует в основном только одна модель здравоохранения — государственная. Но по современным экономическим расчетам у нас около 60% всех медицинских услуг пациенты оплачивают сами. Я не противник частной медицины, но она должна финансироваться не из государственного бюджета, а из частного кармана. У нас же в настоящее время возникла какая-то странная система здравоохранения: на государственные средства налогоплательщиков строятся новые медицинские центры, оснащаются современным оборудованием, а лечиться в них наши граждане (налогоплательщики) могут только как в частном лечебном учреждении — за свои деньги. Вполне оправданно, если какая-то фирма строит на свои средства больницы и требует платить за пребывание в них, но нельзя применять такой подход к медучреждениям, построенным за государственный счет.
Еще один важный аспект: приходя в любое ЛПУ, даже в районную поликлинику, мы оказываемся в ситуации неопределенности, не зная, за какие конкретные медицинские услуги обязаны платить, а за какие нет.
— Вопрос этот время от времени поднимается на различных совещаниях по проблемам реформирования отрасли.
— Да, он изредка декларируется, но нигде, ни в одной инстанции не обсуждается, потому что искусственно поддерживается миф о том, что существует только государственное здравоохранение. Слушая первых вице-премьеров, хочется спросить, о каком здравоохранении они говорят: о том, которое больше че...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.