Акушерство и Гинекология №7-1 / 2011

О контроле качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов

1 октября 2011

Управление Росздравнадзора по Ростовской области, Ростов-на-Дону

Цель исследования. Определение общих составляющих мероприятий по контролю качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов на уровне медицинской организации (самоконтроля).
Материал и методы. Проведен анализ действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования к порядку оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
Результаты исследования. Выделены отдельные составляющие контроля качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов на уровне медицинской организации.
Заключение. Общими составляющими контроля качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов на уровне медицинской организации, являются: оценка клинико-экономической эффективности оказываемой медицинской помощи с учетом установленных действующим законодательством критериев качества, требований и стандартов, а также мониторинг удовлетворенности пациентов путем проведения опросов, построения обратной связи с пациентом, установления приоритета работы с жалобами и обращениями.

В связи с тем, что качество оказания медицинской помощи является одним из факторов, влияющих на демографические показатели населения, вопросы обеспечения контроля качества лечения, оказываемого женщинам в период беременности и родов, затрагивают аспекты национальной стратегии в сфере здравоохранения. Подтверждением является программа «Родовой сертификат» приоритетного национального проекта «Здоровье», направленная на повышение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов.

С 80-х гг. прошлого века процесс осуществления контроля качества акушерской помощи был
разделен на:
· «самоконтроль», осуществляемый главным врачом родильного дома, его заместителем по медицинской части, заведующим женской консультацией и акушерским отделением в силу приказа
Минздрава СССР № 360 от 08.04.1980 «Об утверждении положений о медицинских работниках родильных домов и женских консультаций (отделений)»;
· «ведомственный контроль», осуществляемый комиссиями по родовспоможению с участием
органа управления здравоохранением (в случае развития осложнений, приводящих к экстирпа ции матки, разрывам матки, неблагоприятным исходам медицинской помощи) в силу решения Коллегии Минздрава РСФСР «О состоянии и путях снижения материнской смертности от экстрагенитальной патологии в РСФСР» (Протокол № 20 от 12.12.1989), а также принятыми впоследствии приказом Минздравсоцразвития РФ № 500 от 23.06.2006 «О совершенствовании учета и ана-
лиза случаев материнской смерти в Российской Федерации», письмами Минздравсоцразвития РФ
№ 1064-ВС от 14.02.2007 «О материнской смертности в Российской Федерации в 2005 году»,
№ 4768-РХ от 07.07.2008 «О материнской смертности в Российской Федерации в 2007 году».

Однако, несмотря на более чем двадцатилетнюю «историю вопроса», официальные методики (рекомендации), непосредственно определяющие порядок и объем контроля качества оказанной медицинской помощи (самоконтроля), осуществляемого учреждениями охраны материнства и детства (родильным домом, женской консультацией), на текущий момент времени не утверждены.

С учетом вышеизложенного формирование подобной методики, основанной на обязательных требованиях действующего законодательства, представляет собой актуальную задачу.

Целью настоящей работы является определение общих составляющих мероприятий по контролю качества медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов на уровне медицинской организации (самоконтроля).

Материал и методы исследования

Проведен анализ действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих требования
к порядку оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.

Результаты исследования и обсуждение

Приказом Минздрава РФ № 12 от 22.01.2001 «О введении в действие отраслевого стандарта “Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”» установлено официальное определение термина «качество медицинской помощи» как системы критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Следовательно, первой составляющей является оценка медицинской помощи на основании утвержденных критериев.

В соответствии с положениями ст. 20.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ № 5487-1, от 22.07.1993, ред. от 27.07.2010), критерии качества медицинской помощи устанавливаются Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации (РФ) бесплатной медицинской помощи. В настоящее время постановлением Правительства РФ № 811 от 02.10.2009 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год» установлено, что критерии качества медицинской помощи определяются на основе комплексной оценки уровня и динамики следующих показателей:
· удовлетворенность населения медицинской помощью;
· число лиц, страда...

Треппель В.Г., Полинская Т.А., Шишов М.А., Шумилина Е.В.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.