Медицинский Вестник №5 (390) / 2007
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: Учиться, учиться, учиться...
Желание “МВ” вынести на обсуждение самые злободневные темы и проблемы, с которыми сталкиваются заведующие отделениями лечебных учреждений, достойно всяческой похвалы. Эти вопросы, как правило, замалчиваются, остаются “за кадром”, а если и проговариваются, то келейно-кулуарно, вдали от начальственного уха и общественных приемных, и уж совершенно точно не звучат с высоких трибун. Нет сомнений, что новая рубрика “Кабинет заведующего” получит поддержку среди медицинского сообщества, поскольку жизнь отделений стационаров довольно закрытая, а здесь давно требуется гласность и обсуждение.
Должен сказать, что заведующий отделением каждодневно сталкивается с проблемами недофинансирования медицины, жалкого заработка врачей, профессиональной деформации и синдрома эмоционального выгорания. Тем более когда речь идет о такой каторжной специальности, как анестезиология и реаниматология. Немногие рвутся в реаниматологию, зная, сколь тяжек этот труд. В нашей службе очень ощутима нехватка кадров. Вот и выходит, что сегодня опытные врачи не могут физически работать в жестком темпе, а молодые, которым приходится осваивать профессию “с чистого листа”, просто не хотят. В нашей профессии не только нужно многое уметь делать руками, владея специальными навыками, но еще и думать. Когда не вижу у коллеги “умственных стараний”, то безоговорочно с ним расстаюсь.
С другой стороны, задача заведующего — сформировать “боеспособный” профессиональный коллектив и суметь удержать квалифицированные кадры. Для этого нужно быть психологом и уметь найти подход к каждому человеку, адекватно оценить его достоинства и профессиональный потенциал, дать возможность проявить себя. Понятно, что при этом диктат и тирания неуместны.
Важно, чтобы в коллективе была здоровая и доброжелательная атмосфера.
Однако никто нас психологии не учил. Может быть, поэтому не удалось избежать противоречий и конфликтов в коллективе нашего отделения. Особенно было тяжело в пору моего становления в должности заведующего, когда управлению персоналом приходилось учиться на ходу, методом “тыка”. Я занимался самообразованием,...