Медицинский Вестник №31 (416) / 2007
ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ NON-STOP: Доктор, побеседуйте со мной… Врач и пациент: взаимное доверие как условие эффективного лечения
Знакомство с преподавателем кафедры биологии РГМУ, кандидатом медицинских наук Ольгой Николаевной Хрущовой и психологом Ириной Кивовной Ратнер состоялось благодаря их отклику на заметку “Дело врача — помогать. Не только больным. Себе тоже…” (“МВ” № 16 от 4 мая 2007 г.). Речь шла о том, как врач должен строить общение с пациентом, испытывающим стресс, какие приемы использовать для того, чтобы не только успокоить больного, но и самому сохранить работоспособность. Наши собеседники рассказывают о специальных тренингах, на которых медицинские работники учатся эффективному общению с пациентом и его семьей.
Зачем врачу тренинг общения?
Ольга ХРУЩОВА: — Представьте такую ситуацию: проведено непростое обследование, ясен диагноз и рекомендованы методы лечения. Но пациент вместо того, чтобы следовать советам врача, “исчезает с горизонта”. Возможно ли такое? Оказывается, возможно. По данным ученых, в Великобритании до 40% пациентов не выполняют указания врачей. Иначе говоря, более чем в трети случаев работа медиков оказывается неэффективной. Почему? Профессор психологии Хилтон Девис (Центр поддержки родителей и ребенка Национальной службы здравоохранения в Лондоне) задался этим вопросом и в результате разработал тренинг, направленный на выработку у медиков навыков эффективного общения с пациентами.
В 2005 г. при поддержке Евросоюза такой курс прошла группа российских специалистов — врачей и психологов. Теперь и в России проводятся тренинги, участники которых шаг за шагом обучаются современным методам эффективного общения с пациентами, умению стать партнерами по общему делу.
В условиях дефицита времени
Пациенты нередко жалуются, и вполне обоснованно, что врач не уделил им должного внимания: не выслушал, не рассказал о возможных последствиях заболевания, не выяснил, как они относятся к тем способам лечения, которые он рекомендовал. С точки зрения врача, это неизбежно, т.к. ему постоянно не хватает времени, и если он будет терпеливо выслушивать каждого больного, то не сможет принять всех ожидающих очереди на прием.
Это не может не отразиться на эффективности лечения. После такого поверх...