Медицинский Вестник №31 (416) / 2007

ОБУЧЕНИЕ В РЕЖИМЕ NON-STOP: Доктор, побеседуйте со мной… Врач и пациент: взаимное доверие как условие эффективного лечения

1 октября 2007

Знакомство с преподавателем кафедры биологии РГМУ, кандидатом медицинских наук Ольгой Николаевной Хрущовой и психологом Ириной Кивовной Ратнер состоялось благодаря их отклику на заметку “Дело врача — помогать. Не только больным. Себе тоже…” (“МВ” № 16 от 4 мая 2007 г.). Речь шла о том, как врач должен строить общение с пациентом, испытывающим стресс, какие приемы использовать для того, чтобы не только успокоить больного, но и самому сохранить работоспособность. Наши собеседники рассказывают о специальных тренингах, на которых медицинские работники учатся эффективному общению с пациентом и его семьей.

Зачем врачу тренинг общения?
Ольга ХРУЩОВА: — Представьте такую ситуацию: проведено непростое обследование, ясен диагноз и рекомендованы методы лечения. Но пациент вместо того, чтобы следовать советам врача, “исчезает с горизонта”. Возможно ли такое? Оказывается, возможно. По данным ученых, в Великобритании до 40% пациентов не выполняют указания врачей. Иначе говоря, более чем в трети случаев работа медиков оказывается неэффективной. Почему? Профессор психологии Хилтон Девис (Центр поддержки родителей и ребенка Национальной службы здравоохранения в Лондоне) задался этим вопросом и в результате разработал тренинг, направленный на выработку у медиков навыков эффективного общения с пациентами.
В 2005 г. при поддержке Евросоюза такой курс прошла группа российских специалистов — врачей и психологов. Теперь и в России проводятся тренинги, участники которых шаг за шагом обучаются современным методам эффективного общения с пациентами, умению стать партнерами по общему делу.
В условиях дефицита времени
Пациенты нередко жалуются, и вполне обоснованно, что врач не уделил им должного внимания: не выслушал, не рассказал о возможных последствиях заболевания, не выяснил, как они относятся к тем способам лечения, которые он рекомендовал. С точки зрения врача, это неизбежно, т.к. ему постоянно не хватает времени, и если он будет терпеливо выслушивать каждого больного, то не сможет принять всех ожидающих очереди на прием.
Это не может не отразиться на эффективности лечения. После такого поверх...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.