Медицинский Вестник №32 (573) / 2011

Образование «до востребования»

1 ноября 2011

Ключевым звеном при осуществлении масштабных реформ системы здравоохранения, которые сейчас происходят в нашей стране, становятся управленческие кадры. Очевидная закономерность: чем крупнее больница, тем чаще главному врачу приходится примерять на себя роль профессионального менеджера, экономиста, юриста, бухгалтера или психолога. При этом действительно грамотных управленцев, в частности, получивших качественное бизнес-образование по программам МBA (магистр делового администрирования), в стране можно пересчитать по пальцам.

Ключевым звеном при осуществлении масштабных реформ системы здравоохранения, которые сейчас происходят в нашей стране, становятся управленческие кадры. Очевидная закономерность: чем крупнее больница, тем чаще главному врачу приходится примерять на себя роль профессионального менеджера, экономиста, юриста, бухгалтера или психолога. При этом действительно грамотных управленцев, в частности, получивших качественное бизнес-образование по программам МBA (магистр делового администрирования), в стране можно пересчитать по пальцам.

Врач в статусе управленца

Прежде чем говорить о развитии менеджерского образования в стране, специалисты призывают определиться с используемой терминологией, а также решить, что считать приоритетным при формировании программ подготовки управленцев: медицину или экономику. Но все эксперты единодушны в одном: сегодня руководитель медицинской организации не может оставаться «просто врачом».

— Понятия «управленческие кадры» у нас формально не сущест­вует. Такой формулировки нет ни в одном нормативном документе, — говорит доцент кафедры общест­венного здравоохранения и профилактической медицины факультета управления и экономики здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Сергей Боярский. — Поэтому, когда речь заходит об управленцах в здравоохранении, сразу встает вопрос, о ком же мы говорим? По сути, обучение управленца сегодня представляет собой последипломную специализацию по организации здравоохранения и общественному здоровью, которая раньше, в советское время, носила название «социальная гигиена и организация здравоохранения».

Впрочем, менеджеров здравоохранения сегодня готовят не только в медицинских вузах. Проблема в том, что в государственной системе здравоохранения управленческую должность может занимать только человек, имеющий диплом врача. Поэтому в немедицинские вузы, где акцент делается на технологиях управления, менеджменте, экономике, финансировании, коммуникации, а в блоке специализаций здравоохранение фигурирует наравне с финансовым менеджментом или туристическим бизнесом, медики, как правило, идут, чтобы получить второе высшее образование. По этой причине медицинские вузы пока не воспринимают факультеты управления непрофильных образовательных учреждений как конкурентов.

— Они создают определенную альтернативу той подготовке, которую осуществляем мы, — считает Боярский. — Но не стоит забывать, что система подготовки специалистов в медицинском вузе основана на базовом медицинском образовании, основой которого являются наши традиционные предметы. И я полагаю, что в ближайшее время эта норма останется неизменной.

Работа вслепую

Особый интерес к сфере медицинского менеджмента сформировался в последние годы неслучайно: он является реакцией на процессы, происходящие в системе здравоохранения в последние годы. Руководители экономических вузов, наблюдая, как наша отрасль насыщается деньгами, понимают, что пора для нее готовить специалистов, и эти кадры будут во...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.