Клиническая Нефрология №5-6 / 2015

Образовательные школы для пациентов: взгляд со стороны врачей

30 декабря 2015

ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, нефрологическое отделение клиники

Цель исследования. Выяснить отношение врачебного сообщества к образовательным программам для пациентов.
Материал и методы. Были опрошены 100 врачей: 50 – представители первичного звена здравоохранения и 50 – врачи-нефрологи. Средний возраст опрошенных – 42,4 (±1,2) года. Мужчин 19, женщин 81.
Результаты. Получен профессиональный срез знаний специалистов в области нефрологии, проанализирован социальный портрет врача-нефролога и врача первичного звена здравоохранения, что позволило получить представление о том, какие специалисты встречаются с пациентами, страдающими заболеваниями почек. В результате исследования получено представление о комплаентности больных, исходном уровне знаний пациентов о своей болезни, по мнению врачей. Получены данные о том, какие причины препятствуют врачам принимать участие в образовательных проектах, а также доводы, которые бы позволили им заниматься этим видом деятельности.
Заключение. В целом отношение врачебного сообщества к проведению образовательных проектов для пациентов положительное, большинство специалистов готовы принимать непосредственное участие в проведении школ для пациентов. При этом у врачей есть пробелы в профессиональных знаниях в области нефрологии, ряд докторов сами не соблюдают правила здорового образа жизни, одним из главных критериев для себя в проведении школ для больных врачи считают материальное поощрение, а не истинное желание помочь пациенту научиться контролировать течение своей болезни и овладеть знаниями, которые позволят ему бороться с болезнью.

Введение

На сегодняшний день распространенность хронической болезни почек (ХБП) среди взрослого населения во многих странах составляет 12–18% (США, Япония, страны Западной и Восточной Европы). ХБП наряду с такими заболеваниями, как гипертонической болезнь, сахарный диабет (СД), ожирение, метаболический синдром, вошла в группу патологических процессов, которые стали причиной эпидемии неинфекционных заболеваний среди взрослого населения на рубеже ХХ–ХХI вв. [1] По мнению экспертов ВОЗ, необходимой частью программ лечения хронических заболеваний должно стать обучение пациентов [2]. В нашей стране на законодательном уровне регламентировано создание школ для пациентов с СД – Приказ № 267 Министерства здравоохранения РФ «О развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации» от 16.07.2001, и для пациентов с артериальной гипертензией – Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 4 от «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации» 24.01.2003 [3]. Накоплены достаточно богатый опыт и доказательства результативности обучения пациентов в школах при различных заболеваниях [4]. Немаловажен тот факт, что использование образовательных программ имеет помимо медицинского и социально-экономическое значение, что способствует лучшей адаптации пациентов с хронической патологией и ведет к снижению прямых и косвенных расходов на лечение [3, 5]. Все это актуально и в отношении пациентов с заболеваниями почек. О важности составляющих здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к здоровью почек, необходимо информировать все население, а не только пациентов с нефрологическими заболеваниями. Площадкой для этого должны стать центры здоровья, лекции и семинары для населения, популярные печатные издания, радио, телевидение, Интернет [6]. Сегодня врач-нефролог должен осуществлять не только диагностические и лечебные мероприятия при ведении пациента с почечной патологией, но и принимать самое активное участие в их образовании. При нефрологических отделениях и центрах должны создаваться школы для обучения пациентов [7]. Одна из таких школ, «Здоровая почка», уже более 13 лет работает в г. Ростове-на-Дону. На сегодняшний день она успешно осуществляет свою деятельность на базе нефрологического отделения клиники Ростовского государственного медицинского университета.

Пациент должен принимать самое активное, компетентное и долгосрочное участие в лечебном процессе, а иначе невозможно будет достигать терапевтических целей и стойкой компенсации клинико-метаболических показателей даже при наличии самых современных препаратов и средств их введения в организм [8]. Все это невозможно без выстраивания партнерства между пациентом и врачом. В данном случае именно врач должен уметь выстроить взаимоотношения с больным, обладать профессионализмом и владеть навыками профессионального консультирования. Действенность такого консультирования гораздо выше при групповом обучении пациентов, т.к. создается определенная атмосфера (микросоциум), снижается чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт [4]. Помимо вышеперечисленных навыков врач должен иметь профессиональную подготовку в области педагогики и андрагогики, что позволит ему обучать пациентов с разными образовательными и социальными уровнями, а также грамотно доносить информацию [9].

В настояще...

Е.Б. Мамедова, М.М. Батюшин, Т.Ю. Быковская
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.