Фарматека №1 / 2025

Оценка эффективности курсов повышения квалификации врачей

18 апреля 2025

1) Марийский государственный университет, Республика Марий Эл, Йошкар-Ола, Россия;
2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия;
3) Казанская государственная медицинская академия – филиал Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, Казань, Россия;
4) Российская медицинская академия непрерывного медицинского образования, Москва, Россия;
5) Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия

Обоснование. В данной статье представлена оценка эффективности курсов повышения квалификации врачей, основанная на двухэтапном анкетировании слушателей. Курсы и анкетирование охватывали 3 темы: бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких и антимикробная терапия. Первый этап анкетирования проводился в начале курсов, а второй – по их завершении, что позволяет выявить динамику в уровне знаний специалистов.
Цель исследования: оценить эффективность курсов повышения квалификации двухэтапным анкетированием слушателей, изучить динамику результатов.
Методы. Анкетирование врачей проводилось на базе Казанской государственной медицинской академии – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО. Использовались актуальные анкеты ASSA-III, ASCO-IV и KANT-IV соответствующих этапов исследовательских проектов.
Результаты. Была выявлена значимая положительная динамика в изменении уровня знаний врачей (в среднем прирост составил от 44,0 до 54,8% по разным темам).
Выводы. Более высокий уровень знаний, продемонстрированный слушателями в конце курсов повышения квалификации, свидетельствует об эффективности курсов и необходимости проведения программ непрерывного образования для медицинских специалистов.

Вступление

Современная клиническая практика тесно связана с регулярным обновлением знаний и навыков медицинских специалистов. Изменения в подходах к диагностике и тактике терапии требуют от врачей знаний актуальных рекомендаций и данных исследований. Бронхиальная астма (БА), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) и антимикробная терапия (АМТ) являются важными направлениями медицинской деятельности.

Курсы повышения квалификации играют ключевую роль в обеспечении медиков необходимыми знаниями, однако необходимо оценивать их эффективность для подтверждения их актуальности и пользы для практики. В рамках данного исследования было проведено двухэтапное анкетирование слушателей курсов повышения квалификации, целью которого стало выявление изменений в уровне знаний по вышеупомянутым темам до и после обучения.

Данная статья представляет результаты анкетирования, анализирует данные и формулирует рекомендации по улучшению программы повышения квалификации, что имеет большое значение не только для слушателей, но и для здоровья пациентов, которых они обслуживают. Исследование подчеркивает необходимость систематической оценки образовательных программ в целях их усовершенствования и адаптации к современным требованиям медицинской практики.

Цель исследования: оценить эффективность курсов повышения квалификации двухэтапным анкетированием слушателей, изучить динамику результатов.

Методы

Двухэтапное анкетирование врачей терапевтического профиля было проведено в 2023 г. в рамках программы курсов повышения квалификации в Казанской государственной медицинской академии – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО. Использовались анкеты исследовательских проектов ASSA (Assessment of...

Бонцевич Р.А., Завиткевич Г.И., Максимов М.Л.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку