Медицинский Вестник №9 (436) / 2008

Один день с крылатой медициной

1 марта 2008

Вот уже 70 лет оперативным спасением жизни населения районов Архангельской области занимается санавиация. В 1938 г. в воздух поднялся первый самолет с бригадой медиков на борту. На сегодня из аэропорта в Васьково отправляется по нескольку санрейсов в день. Крылатая скорая помощь доставляет тяжелых больных в Архангельскую областную клиническую больницу. Северная санавиация была организована 27 февраля 1938 г. на основании приказа наркома здравоохранения СССР № 240. В 40-е годы в службе работали три врача и два медработника среднего звена. Перед службой ставились задачи по оказанию медицинской помощи населению. Когда в 1955 г. эта структура стала отделением областной больницы, обязанности ее расширились, врачи стали заниматься организацией планово-консультативной работы в районах. В перспективе — строительство больничного городка в Архангельске, где расстояние до вертолетной площадки будет исчисляться метрами. Но до этого еще далеко. А пока мы с бригадой врачей направляемся к месту вылета, находящемуся в 20 км от города.

Вот уже 70 лет оперативным спасением жизни населения районов Архангельской области занимается санавиация. В 1938 г. в воздух поднялся первый самолет с бригадой медиков на борту. На сегодня из аэропорта в Васьково отправляется по нескольку санрейсов в день. Крылатая скорая помощь доставляет тяжелых больных в Архангельскую областную клиническую больницу. Северная санавиация была организована 27 февраля 1938 г. на основании приказа наркома здравоохранения СССР № 240. В 40-е годы в службе работали три врача и два медработника среднего звена. Перед службой ставились задачи по оказанию медицинской помощи населению. Когда в 1955 г. эта структура стала отделением областной больницы, обязанности ее расширились, врачи стали заниматься организацией планово-консультативной работы в районах. В перспективе — строительство больничного городка в Архангельске, где расстояние до вертолетной площадки будет исчисляться метрами. Но до этого еще далеко. А пока мы с бригадой врачей направляемся к месту вылета, находящемуся в 20 км от города.

Из самолета Л-410 выносят лишние пассажирские сиденья: сегодня он не повезет туристов на Соловки — в салоне устанавливают носилки для восьмилетней пациентки из Котласа. “Элка”, как ласково называют летсредство, — неплохой вариант для санавиации. Единственная проблема — посадить самолет можно только на оборудованную площадку. Круглогодично медиков принимает только Котлас, в летнее время — Вельск. Еще в архивных записях 40-х годов можно прочитать отчеты об отсутствии подходящих площадок для санавиации. Более чем за полвека ситуация не сильно изменилась. Часто летчикам приходится сажать вертолет на поле, освещенное кострами или фарами машин.

Сегодняшний рейс не осложнен ни временем суток, ни погодными условиями. Лететь в южную точку области должны были две бригады, но один из пациентов — новорожденный малыш — не дожил до утра...

…Санавиация многолика. Каждый вылет по-своему уникален.

Заведующий отделением экстренной медицинской и консультативной помощи Алексей Вадимович Преловский в санавиации с 1986 г., но свой первый вылет не забыл до сих пор.

— В Мирном сбило поездом пассажира. Прилетели в аэропорт, добрались до больницы. Спрашиваем: “Где больной?” — “А мы его в палате закрыли”. — “Неужели умер?” — “Нет. Он в кровати не лежит. Бегает”. — “Травма же тяжелая?” — “Немного зацепило, вывих плеча, черепно-мозговая травма и сильное алкогольное опьянение…” Такой вот смех сквозь слезы…

Николай Алексеевич Ломинога, главный реаниматолог Областной детской клинической больницы, вспоминает.

— Первый опыт у меня был очень неудачный. Мы полетели в Верхнюю Тойму, и там ребенок погиб. Нас возвратили в полете. Подумалось тогда: неужели мне не повезет с санавиацией?

С тех пор прошл...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.