Медицинский Вестник №22 (449) / 2008
Олег Атьков: задача - стереть искусственные границы
В январе этого года Владимир Путин говорил о необходимости создания единой национальной системы высокотехнологичной медицинской помощи и возможностях включения в нее ведомственных лечебных учреждений, в том числе и ОАО “РЖД”. Намерения власти озвучены. Но пока известная хорошей материальной базой и высокопрофессиональным кадровым составом сеть ведомственного здравоохранения остается за рамками и нацпроекта “Здоровье”, и государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Состояние и перспективы развития ведомственного здравоохранения обсуждались на II съезде врачей железнодорожного транспорта России. Здесь были сформулированы предложения прежде всего в адрес Правительства РФ по интеграции ведомственной сети в общую систему здравоохранения страны. По мнению вице-президента ОАО “РЖД” доктора медицинских наук, профессора Олега Юрьевича АТЬКОВА, это в значительной мере повысит доступность высококвалифицированной медицинской помощи для граждан.
Доказательство жизни
— Я бы назвал огромной заслугой руководства акционерного общества то, что серьезные реформы, произошедшие за последние 6 лет, начавшаяся в 2002 г. реструктуризация Министерства путей сообщения России и акционирование отрасли не помешали не только сохранить сеть медицинских учреждений, но и обеспечить их бесперебойную работу и последовательное развитие. Вспомните, ведь в начале 90-х годов прошлого века был практически разрушен корпоративный сектор медицины. Все, за исключением железнодорожников, посчитали его непрофильным активом.
Безусловно, чтобы обеспечить развитие ведомственной сети, необходимы солидные финансовые средства. А с акционированием компании ведомственная медицина была лишена бюджетного финансирования, которое, по данным за 2001 г., составляло 24% в структуре доходов. Возник так называемый конфликт интересов: социальная направленность компании стала обременительной для бизнеса. И тем не менее ОАО “РЖД” решилось на значительную финансовую нагрузку, взяв на себя функцию государства при организации оказания медицинской помощи населению. Да и сами учреждения, заключая корпоративные договоры, работая в системе ОМС, оказывая платные услуги, начали зарабатывать. В результате система выжила. Поменялась структура доходов: в 2007 г. они складывались из поступлений за счет оказания услуг по корпоративным договорам (63%), средств ОМС (20%), средств местных бюджетов (1%) и платных услуг (16%).
Пожалуй, железнодорожное здравоохранение пока единственное в России переведено на страховые принципы финансирования. Это сказалось на эффективности работы ЛПУ: более полно стали использоваться мотивационные механизмы для персонала. Приведу несколько цифр. С 2002 по 2007 г. число коек в стационарной сети (в целях оптимизации) сокращено с 39 тыс. до 26,7 тыс., работа койки увеличена с 322 до 332 дней в году, средний срок госпитализации снизился с 13,4 до 11,1 дня, оборот койки вырос с...