Олимпиада по терапии как образовательная технология и элемент воспитательного процесса в медицинском вузе

25.12.2018
31

Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

В статье представлен опыт организации и проведения предметной олимпиады по терапии в медицинском университете среди студентов старших курсов и клинических ординаторов. Приведены возможности олимпиады в высшей медицинской школе как современной образовательной технологии, способствующей созданию образовательной среды, повышению у участников интереса к преподаваемой дисциплине и мотивации к профессиональному росту, становлению профессио­нальных и культурных компетенций, развитию эрудиции и клинического мышления. Олимпиада по терапии способствует совершенствованию студентов и ординаторов в избранной профессии, формированию кадрового резерва для работы в лечебных и научных коллективах, преемственности в высшей медицинской школе и гармоничному развитию личности будущих специалистов.

Проведение профессиональных конкурсов в сфере школьного и высшего образования используется как в нашей стране, так и за рубежом и преследует своей целью профессиональную селекцию: отбор самых талантливых, наиболее способных к развитию обучающихся [1]. Предметные олимпиады по клиническим дисциплинам на протяжении многих лет проводились в медицинских институтах еще в СССР [2]. Так, студенты Саратовского медицинского института в начале 80-х гг. XX в. регулярно участвовали в регио­нальных, всероссийских и всесоюзных олимпиадах по терапии, становились победителями и призерами. В 90-е гг. в связи с известными историческими событиями и социальными переменами традиция проведения предметных олимпиад в масштабах регионов и страны была прервана.

Возврат к конкурсам профессионального мастерства в различных регионах России произошел в 2000- е гг. с использованием новых возможностей, улучшенным техническим оснащением. С 2007 г. кафедра госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета (ГМУ) им. В.И. Разумовского возобновила проведение внутривузовских олимпиад по внутренним болезням среди студентов 5 и 6 курсов. В 2008 г. Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова впервые провела межрегиональную олимпиаду по терапии «Золотой стетоскоп», в которой приняла участие в том числе и команда Саратовского ГМУ.

С этого времени опыт организации студенческих олимпиад по терапии распространен нами на постдипломный этап обучения. В организации внутривузовской и межрегиональной олимпиад по терапии прослеживаются как сходство (содержание конкурсных заданий), так и различия (состязания в профессиональном мастерстве команд на межрегиональном уровне и отдельных студентов на внутривузовском этапе). Соответственно различаются и некоторые организационные моменты проведения конкурсов, учета результатов и т.п.

Что может дать такое мероприятие, как олимпиада, студенту или ординатору медицинского высшего учебного заведения? Насколько она необходима и востребована в медицинском вузе, где и без того у обучающихся большая нагрузка?

На наш взгляд, проведение олимпиады выводит учебный процесс, подготовку будущих специалистов на принципиально новый уровень. Она позволяет добавить в учебный процесс как раз те аспекты, которых в обычных условиях молодым людям не хватает: элементы соревновательности, соперничества, проверки собственных сил и уровня подготовки в условиях абсолютной объективности. С позиций организации учебного процесса проведение олимпиады позволяет:

  • повысить интерес к преподаваемой дисциплине;
  • создать дополнительную мотивацию к профессио­нальному росту у наиболее старательных и талантливых будущих специалистов;
  • оценить степень готовности обучающихся к решению реальных проблем клинической практики в условиях профессионального конкурса (ограниченного времени, ответственности и т.п.);
  • выявить сильные и слабые стороны подготовки по дисциплине среди наиболее преуспевающих студентов и ординаторов и при необходимости внести коррективы в процесс обучения;
  • интегрировать конкурсные задания олимпиады в учебно-методический процесс и впоследствии использовать их в повседневной образовательной деятельности.

Приведенные положения отражают возможности олимпиады по терапии как современной образовательной технологии [3], используемой не только для выявления и обучения талантов, но и построения образовательного процесса по дисциплине в целом. Некоторые из них вполне применимы для организации подобного состязания в других клинических дисциплинах. В настоящей работе мы приводим краткое изложение организационных и содержательных аспектов олимпиады по терапии на основе собственного многолетнего опыта. Возможно, эта информация окажется практически востребованной коллегами из других образовательных учреждений и специальностей.

Конкурсная программа

Олимпиада по терапии на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета проводится среди студентов старших курсов ежегодно. Студенты информируются о ней заранее: в начале учебного года, еще на первых лекциях по терапии и на сайте кафедры сообщаются время и место турнира, название и формат основных конкурсов.

Олимпиада среди студентов состоит из 5 конкурсов:

  • «Связь времен: выдающиеся деятели отечественной и мировой медицины»;<...>

Список литературы

  1. Шатунова О.В., Сергеева А.Б. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности. Образование и наука. 2014; 9: 143–154.
  2. Наумов Л.Б. Учебные игры в медицине. М., 1986. 320 с.
  3. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Проблемно-модульное обучение в медицинском вузе с элементами конструктивной педагогики. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014; 3: 53–58.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования специалитет, специальность 31.05.01 «лечебное дело» (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95). http://fgosvo.ru/310501.
  5. Дворецкий Л.И. Живопись и медицина: размышления врача о живописи и художниках. М., 2010. 309 с.
  6. Остапенко А.А., Ткач Д.С., Хагуров Д.А. Как сохранить классическое университетское образование в жерновах Болонского процесса? Образовательные технологии. 2014; 3: 31–46.
  7. Мартынов А.И., Спасский А.А., Михайлов А.А. Роль Учебного центра Российского научного медицинского общества терапевтов в непрерывном медицинском образовании. Терапия. 2016; 5: 9–12.
  8. Новиков А.М. Что такое элитарное образование? Народное образование. 2004; 1: 62.

Об авторах / Для корреспонденции

Елена Юрьевна Пономарева, к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. Тел.: 8 (845) 249-14-37. E-mail: ponomareva_elena1@mail.ru
Ксения Дмитриевна Дорогойкина, ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. Тел.: 8 (845) 249-14-37. E-mail: dorogoykinakd@mail.ru
Карина Николаевна Сафарова, ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. Тел.: 8 (845) 249-14-37. E-mail: k.tsaturova@yandex.ru
Андрей Петрович Ребров, д.м.н., профессор, зав. кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России. Адрес: 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 112. Тел.: 8 (845) 249-14-37. E-mail: andreyrebrov@yandex.ru

Полный текст публикаций доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь