Акушерство и Гинекология №1 / 2022

Онлайн-ресурс как инструмент профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии Covid-19

25 января 2022

1) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия
2) ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.И. Спасокукоцкого» Департамента здравоохранения города Москвы, женская консультация №12, Москва, Россия

Цель: Изучить данные о развитии онлайн-ресурсов в здравоохранении при оказании акушерско-гинекологической помощи в медицинских организациях г. Москвы. Представить возможности разработанного онлайн-ресурса как инструмента профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы: Проведен анализ источников литературы, посвященных развитию онлайн ресурсов медицинских организаций г. Москвы, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь. Разработан онлайн-ресурс, представляющий возможность проводить прямые эфиры с участием специалистов женских консультаций ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ.
Результаты: Развитие онлайн-ресурсов в здравоохранении направлено на формирование конкурентного имиджа медицинской организации, и в меньшей степени — на информационную работу с населением; поэтому создание высокопрофессиональных интернет-ресурсов актуально, особенно во время пандемии COVID-19. Исследование показало недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах в социальной сети Instagram и времени при посещении врача для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь. Статистика посещений созданного ресурса «Академия репродуктивного здоровья» свидетельствует о потребности пациентов в качественной информации и повышении ее доступности по вопросам репродуктивного здоровья. Онлайн-коммуникация для врачей способствует расширению профессиональных компетенций, что позволяет оказывать доступную и качественную медицинскую помощь женщинам, а медицинская организация, таким образом, инструмент для проведения профилактических мероприятий. Заключение: Пандемия COVID-19, недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах и времени для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, требуют разработки онлайн-ресурсов, содержащих информацию по вопросам акушерства и гинекологии, способствует развитию информационной грамотности пациента, предоставляет возможность онлайн-коммуникации с врачом, что позволит повысить доступность и качество оказания акушерско-гинекологической помощи.

Мировой опыт разработки и применения инфор­мационных технологий свидетельствует о неограни­ченном потенциале этой отрасли в решении меди­ко-социальных проблем общества [1, 2]. Согласно директиве Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) А58/21 «Электронное здравоохранение (eHealth)»: «Сегодня электронное здравоохранение открывает уникальную возможность для разви­тия общественного здравоохранения. Укрепление здравоохранения с помощью системы электрон­ного здравоохранения может способствовать осу­ществлению основных прав человека в результате повышения уровня справедливости, солидарно­сти, качества жизни и качества медико-санитарной помощи» [3]. Прогресс в области информацион­ных технологий внес значительные изменения в деятельность медицинских организаций, охватив практически все стороны оказания медицинской помощи, включая управление ресурсами, лечебный процесс, развитие новых способов коммуникации в онлайн-пространстве. Информационные техноло­гии позволяют организовать прием в режиме реаль­ного времени, даже если врача и пациента разделя­ют большие расстояния. Цифровые технологии — это «инструмент», который призван значительно повысить эффективность организации и оказания медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения, а также обеспечить вклад в реше­ние задач по повышению доступности, качества, преемственности медицинской помощи, удовлетво­ренности пациентов ее организацией. Реализация онлайн-сервисов для граждан создается не только для их удобства взаимодействия с системой здра­воохранения, получения государственных услуг, а также для возможности их вовлечения в заботу о собственном здоровье [4-6].

Рекомендации ВОЗ: снижение физического кон­такта между пациентами и медицинскими работ­никами в период распространения новой коро- навирусной инфекции способствует уменьшению распространения COVID-19 [7, 8]. Ограничение контактов, самоизоляция, социальное дистанциро­вание повышают значимость электронного здраво­охранения и потребность в нем [9].

Пандемия COVID-19 способствует изменению психики человека: страх за свое здоровье и близких, дистанционная работа с отсутствием привычной коммуникации, ухудшение финансового положе­ния и банкротство некоторых компаний, долговре­менное воздействие пандемии приводят к развитию стресса, соматической, психической патологии и проявляются в виде астении, тревожности, бессон­ницы и раздражительности. В период пандемии COVID-19 многие люди стали менять свое отноше­ние к профилактике заболеваний и к заботе о здо­ровье, как своем, так и семьи в целом [10, 11]. Все это относится и к беременным женщинам, а вирус­ное инфицирование матери также увеличивает риск возникновения различных расстройств, в том числе неврологических, что оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности [12].

К одному из факторов, влияющих на течение беременности и ее исходы во время пандемии, относится потенциальная вероятность заражения SARS-CoV-2 во время визитов к врачам [13, 14]. Заболеваемость беременных женщин COVID-19 находится на общепопуляционном уровне, и необ­ходимость выполнения рекомендаций, касающихся социальной изоляции и карантина, так же актуаль­на [15, 16].

Количество пользователей социальных сетей в России, по прогнозам экспертов, постоянно увели­чивается, практически каждый второй россиянин уже имеет свой аккаунт в социальных сетях [17]. По данным, представленным Marketing University by Mail.group, в 2020 г. лидерами по использованию среди социальных сетей стали Instagram, Likee и ВКонтакте. Россия находится на пятом месте по использованию социальной сети Instagram после США, Индии, Бразилии, Индонезии. В России 59% пользователей Instagram — женщины, которые про­водят в этой социальной сети в среднем 24 минуты в день [18].

Интернет становится важным и все более попу­лярным средством получения информации по медицинским вопросам, причем женщины, в част­ности беременные, склонны к поиску в сети инфор­мации по течению беременности [19]. Социальный контекст, в котором происходят положительные и отрицательные переживания беременности, выходит далеко за рамки личных взаимодейст­вий. Интернет-ресурсы включают в себя множество форм цифровых технологий, которые позволяют распространять информацию, включая информа­ционные веб-сайты и приложения на смартфоне. Крупным компонентом цифровых ресурсов являют­ся социальные сети, которые относятся к интернет- каналам массовой коммуникации, позволяющим взаимодействовать между пользователями, причем контент в основном генерируется самими участ­никами [20]. Обсуждение и поиск информации в социальных сетях укрепляют уверенность буду­щей мамы при возникновении проблем. Общение онлайн позволяет беременным нормализовать сло­жившуюся ситуацию, способствуя улучшению эмо­ционального состояния и получению психологиче­ской и социальной поддержки [21]. Также выяв­лена связь вовлечения беременных в социальные сети с возрастом женщины: только 1,8% женщин от 18 до 34 лет не используют никакие формы циф­ровых технологий...

Брызгалова О.Е., Армашевская О.В.