Акушерство и Гинекология №1 / 2022
Онлайн-ресурс как инструмент профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии Covid-19
1) ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва, Россия
2) ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С.И. Спасокукоцкого» Департамента здравоохранения города Москвы, женская консультация №12, Москва, Россия
Цель: Изучить данные о развитии онлайн-ресурсов в здравоохранении при оказании акушерско-гинекологической помощи в медицинских организациях г. Москвы. Представить возможности разработанного онлайн-ресурса как инструмента профилактических мероприятий при оказании медицинской помощи женщинам в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы: Проведен анализ источников литературы, посвященных развитию онлайн ресурсов медицинских организаций г. Москвы, оказывающих акушерско-гинекологическую помощь. Разработан онлайн-ресурс, представляющий возможность проводить прямые эфиры с участием специалистов женских консультаций ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого ДЗМ.
Результаты: Развитие онлайн-ресурсов в здравоохранении направлено на формирование конкурентного имиджа медицинской организации, и в меньшей степени — на информационную работу с населением; поэтому создание высокопрофессиональных интернет-ресурсов актуально, особенно во время пандемии COVID-19. Исследование показало недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах в социальной сети Instagram и времени при посещении врача для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь. Статистика посещений созданного ресурса «Академия репродуктивного здоровья» свидетельствует о потребности пациентов в качественной информации и повышении ее доступности по вопросам репродуктивного здоровья. Онлайн-коммуникация для врачей способствует расширению профессиональных компетенций, что позволяет оказывать доступную и качественную медицинскую помощь женщинам, а медицинская организация, таким образом, инструмент для проведения профилактических мероприятий. Заключение: Пандемия COVID-19, недостаточное количество информации на существующих онлайн- ресурсах и времени для профилактической работы в учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, требуют разработки онлайн-ресурсов, содержащих информацию по вопросам акушерства и гинекологии, способствует развитию информационной грамотности пациента, предоставляет возможность онлайн-коммуникации с врачом, что позволит повысить доступность и качество оказания акушерско-гинекологической помощи.
Мировой опыт разработки и применения информационных технологий свидетельствует о неограниченном потенциале этой отрасли в решении медико-социальных проблем общества [1, 2]. Согласно директиве Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) А58/21 «Электронное здравоохранение (eHealth)»: «Сегодня электронное здравоохранение открывает уникальную возможность для развития общественного здравоохранения. Укрепление здравоохранения с помощью системы электронного здравоохранения может способствовать осуществлению основных прав человека в результате повышения уровня справедливости, солидарности, качества жизни и качества медико-санитарной помощи» [3]. Прогресс в области информационных технологий внес значительные изменения в деятельность медицинских организаций, охватив практически все стороны оказания медицинской помощи, включая управление ресурсами, лечебный процесс, развитие новых способов коммуникации в онлайн-пространстве. Информационные технологии позволяют организовать прием в режиме реального времени, даже если врача и пациента разделяют большие расстояния. Цифровые технологии — это «инструмент», который призван значительно повысить эффективность организации и оказания медицинской помощи на всех уровнях системы здравоохранения, а также обеспечить вклад в решение задач по повышению доступности, качества, преемственности медицинской помощи, удовлетворенности пациентов ее организацией. Реализация онлайн-сервисов для граждан создается не только для их удобства взаимодействия с системой здравоохранения, получения государственных услуг, а также для возможности их вовлечения в заботу о собственном здоровье [4-6].
Рекомендации ВОЗ: снижение физического контакта между пациентами и медицинскими работниками в период распространения новой коро- навирусной инфекции способствует уменьшению распространения COVID-19 [7, 8]. Ограничение контактов, самоизоляция, социальное дистанцирование повышают значимость электронного здравоохранения и потребность в нем [9].
Пандемия COVID-19 способствует изменению психики человека: страх за свое здоровье и близких, дистанционная работа с отсутствием привычной коммуникации, ухудшение финансового положения и банкротство некоторых компаний, долговременное воздействие пандемии приводят к развитию стресса, соматической, психической патологии и проявляются в виде астении, тревожности, бессонницы и раздражительности. В период пандемии COVID-19 многие люди стали менять свое отношение к профилактике заболеваний и к заботе о здоровье, как своем, так и семьи в целом [10, 11]. Все это относится и к беременным женщинам, а вирусное инфицирование матери также увеличивает риск возникновения различных расстройств, в том числе неврологических, что оказывает неблагоприятное воздействие на течение беременности [12].
К одному из факторов, влияющих на течение беременности и ее исходы во время пандемии, относится потенциальная вероятность заражения SARS-CoV-2 во время визитов к врачам [13, 14]. Заболеваемость беременных женщин COVID-19 находится на общепопуляционном уровне, и необходимость выполнения рекомендаций, касающихся социальной изоляции и карантина, так же актуальна [15, 16].
Количество пользователей социальных сетей в России, по прогнозам экспертов, постоянно увеличивается, практически каждый второй россиянин уже имеет свой аккаунт в социальных сетях [17]. По данным, представленным Marketing University by Mail.group, в 2020 г. лидерами по использованию среди социальных сетей стали Instagram, Likee и ВКонтакте. Россия находится на пятом месте по использованию социальной сети Instagram после США, Индии, Бразилии, Индонезии. В России 59% пользователей Instagram — женщины, которые проводят в этой социальной сети в среднем 24 минуты в день [18].
Интернет становится важным и все более популярным средством получения информации по медицинским вопросам, причем женщины, в частности беременные, склонны к поиску в сети информации по течению беременности [19]. Социальный контекст, в котором происходят положительные и отрицательные переживания беременности, выходит далеко за рамки личных взаимодействий. Интернет-ресурсы включают в себя множество форм цифровых технологий, которые позволяют распространять информацию, включая информационные веб-сайты и приложения на смартфоне. Крупным компонентом цифровых ресурсов являются социальные сети, которые относятся к интернет- каналам массовой коммуникации, позволяющим взаимодействовать между пользователями, причем контент в основном генерируется самими участниками [20]. Обсуждение и поиск информации в социальных сетях укрепляют уверенность будущей мамы при возникновении проблем. Общение онлайн позволяет беременным нормализовать сложившуюся ситуацию, способствуя улучшению эмоционального состояния и получению психологической и социальной поддержки [21]. Также выявлена связь вовлечения беременных в социальные сети с возрастом женщины: только 1,8% женщин от 18 до 34 лет не используют никакие формы цифровых технологий...