Фарматека №s3 / 2018

Организационно-правовая реформа государственного здравоохранения в России

9 июля 2018

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия

В статье проведен анализ особенностей деятельности медицинских организаций в государственной системе здравоохранения
в зависимости от организационно-правовой формы. Первым шагом структурной реформы отечественного здравоохранения стало изменение организационно-правовой формы государственных и муниципальных медицинских организаций, разделенных на три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения. После окончания организационно-правовой реорганизации учреждений здравоохранения бюджетные учреждения в отечественном здравоохранении составили около 89% от всего количества государственных медицинских организаций.

Практика правового регулирования сферы здравоохранения последних лет свидетельствует о бесспорном расширении организационно-правовых форм и видов собственности медицинских организаций. Применение института государственного (муниципального) заказа, расширение договорных отношений в здравоохранении привели к тому, что четкая зависимость между формой собственности и организационно-правовой формой, с одной стороны, и возможностью участвовать в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с другой, прекратила свое существование [1]

В зависимости от цели деятельности, которую осуществляет организация, все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации [2].

Коммерческие организации – это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации – это юридические лица, которые не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями) организации. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять, лишь поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации. Некоммерческие организации являются особым субъектом права, создаваемым для участия в гражданском обороте определенного обособленного имущества. Некоммерческие организации как юридические лица отличаются следующими особенностями правового статуса.

  1. Деятельность некоммерческих организаций осуществляется исключительно в целях, направленных на достижение общественных благ, в т.ч. для обеспечения охраны здоровья граждан [3].
  2. Некоммерческими организациями являются юридические лица, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности [4].
  3. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям [5].
  4. Некоммерческим организациям запрещено распределять полученную прибыль между участниками осуществляемой деятельности [6].
  5. При ликвидации некоммерческой организации все имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, должно направляться на цели, в интересах которых такая организация была создана, и(или) на благотворительные цели. Если это не представляется возможным, имущество ликвидируемой некоммерческой организации направляется в доход государства [7].
  6. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах:
    • общественные организации (объединения);
    • ассоциации (союзы);
    • общественные и благотворительные фонды;
    • автономные некоммерческие организации, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (РФ) [8].

Началом подготовки структурной реформы отечественного здравоохранения следует считать принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 83-ФЗ от 08.05.2010.

В результате реализации положений указанного закона государственные и муниципальные учреждения по организационно-правовой форме разделены на три типа:

  1. государственные и муниципальные казенные учреждения;
  2. государственные и муниципальные бюджетные учреждения;
  3. государственные и муниципальные автономные учреждения.

Казенное учреждение считается государственным (муниципальным), осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и(или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления [9]. Деятельность казенных учреждений полностью финансируется за счет государственных (муниципальных) средств.

Казенное учреждение может осу...

А.Н. Пищита