Фарматека №16 (111) / 2005
Организация и развитие службы фармаконадзора
Представлены общие принципы наблюдения за фармакологической безопасностью; дается определение термина “фармаконадзор”, включающего научные исследования и виды деятельности, связанные с выявлением, оценкой, пониманием и предотвращением побочных эффектов или любых других проблем, связанных с препаратом. Рассматриваются европейская и российская системы фармаконадзора. Подобно обсуждаются современные методы выявления и регистрации нежелательных побочных реакций (НПР) при применении лекарственных средств, в т. ч. спонтанные сообщения о подозрении на побочные лекарственные реакции, подходы к установлению причин НПР, мониторинг нежелательных явлений, периодические отчеты-резюме по безопасности, активное наблюдение. Обсуждается проблема стандартизации сведений о НПР.
Официальное наблюдение за фармакологической безопасностью (ФБ) началось после трагедии с талидомидом в 1960–х гг. одновременно с разработкой системы спонтанных сообщений о побочных лекарственных реакциях. С тех пор сделано многое для выявления риска, связанного с применением лекарственных средств (ЛС), и проведения мероприятий для его минимизации. Так, за последние 40 лет с фармацевтического рынка по причинам, связанным с недостаточной безопасностью, было изъято более 130 ЛС. Треть этих изъятий происходила в пределах 2 лет, а половина – в пределах 5 лет маркетинга. Однако, несмотря на глобальное внедрение систем наблюдения за ФБ, неблагоприятные побочные реакции (НПР) все еще остаются одной из основных причин заболеваемости и смертности во всем мире. По данным, полученным в 1994 г., НПР послужили причиной более 100 тыс. летальных исходов, став четвертой по значимости причиной смертности в США. Следовательно, необходимость глобального внедрения надежных и правильных систем наблюдения за ФБ сейчас столь же важна, как и раньше.
Наблюдение за ФБ ранее определялось как “процесс оценки и повышения качества зарегистрированных лекарственных препаратов”. Это определение базировалось на принципе разделения жизненного цикла препарата на стадию предрегистрационной разработки и стадию пострегистрационного (маркетингового) применения. Недавно ВОЗ расширила определение наблюдения за ФБ до следующего: “Фармаконадзор – это научные исследования и виды деятельности, связанные с выявлением, оценкой, пониманием и предотвращением побочных эффектов или любых других проблем, связанных с препаратом”.
Изучение профиля безопасности ЛС – постоянно развивающийся процесс. Поэтому непонятно, почему наблюдение за ФБ должно начинаться только после выхода препарата на фармацевтический рынок. Многие факторы, влияющие на профиль безопасности, обнаруживаются уже на стадии разработки. Сюда относятся данные доклинических экспериментов на животных и in vitro, результаты фармакологических экспериментов и клинических исследований у человека. Различные факторы риска, которые могут относиться и к серьезным, выявляются и при широком практическом применении ЛС у крупных, специально не отобранных контингентов больных.
Чтобы систематически и эффективно “просеивать” появляющуюся информацию о ранее нераспознанных или изменившихся НПР, следует разработать принципы наблюдения за ФБ. Оценка этой информации и проведение необходимых мероприятий являются основными функциями регистрационных и контролирующих органов в области наблюдения за ФБ, направленными на обеспечение безопасного и эффективного применения ЛС.
Одним из примеров эффективного мониторинга НПР является организация службы фармаконадзора в странах Европы.
Европейская система фармаконадзора
У стран–членов Евросоюза имеются общие административные органы, которые позволяют на общеевропейском уровне принимать решения по вопросам, представляющим взаимный интерес. Население ЕC, включавшего на 1 мая 2004 г. 25 стран, составляет 450 млн человек. Приведение в соответствие (гармонизация) европейского фармацевтического законодательства было завершено в 1992 г. До 1994 г. свидетельства о регистрации ЛС в каждом из государств ЕС выдавались национальными регистрационными органами. Однако в 1995 г. в соответствии с европейским законодательством была внедрена процедура (известная под названием “централизованной процедуры”), позволявшая для определенных лекарственных препаратов иметь единое регистрационное свидетельство, действительное на всей территории ЕС. Была разработана и вторая процедура, согласно которой страны–члены ЕС могли признавать свидетельства о регистрации ЛС, выданные в одной из них (эта процедура известна под названием “процедура взаимного признания”). Однако принципы наблюдения за ФБ относятся ко всем препаратам.
Ролевые функции и ответственность каждой из сторон (стран–членов ЕС, Еврокомиссии, Европейского Агентства по изучению лекарственных препаратов (ЕМЕА) и владельцев свидетельств на регистрацию препаратов), участвующих в наблюдении за ФБ в соответствии с типом регистрационного свидетельства, установлены законодательно Директивой ЕС 2001/83 и нормативным актом 2309/93, с последующими поправками и инструкциями в томе IX правовых актов по применению лекарственных препаратов у человека и животных в ЕС.
В соответствии с фармацевтическим законодательством ЕС также был создан обязательный арбитражный механизм Сообщества, который носит название “обращение” и может запускаться на основании ряда статей закона. Например, согласно статьи 29 страна–член ЕС считает, что существуют основания для предположения, что выдача свидетельства о регистрации того или иного ЛС может быть сопряжена с риском для общественного здоровья. Согласно статьи 31 страны–члены, или Еврокомиссия, или сторона, подавшая заявку на регистрацию либо уже получившая свидетельство о регистрации, в особых случаях, при которых затронуты интересы Сообщества, могут потре...
!-->