Фарматека №s4-17 / 2017
Основные направления стратегического развития дерматовенерологической помощи
1) ФГБУ «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России, Москва;
2) ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва
В статье проанализированы основные направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» на период до 2025 г., одобренные в апреле 2017 г., в разрезе вопросов организации оказания специализированной медицинской помощи по профилю «дерматовенерология».
Основные направления стратегического развития дерматовенерологической помощи
Дерматовенерологию как составную часть специализированной медицинской помощи в ближайшее десятилетие ожидает дальнейшая модернизация. В апреле 2017 г. Советом при Президенте Российской Федерации (РФ) по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрены основные приоритеты в рамках основного направления стратегического развития РФ «Здравоохранение» на период до 2025 г. [1].
Указанные направления объединяют шесть основных приоритетов:
- Новый уровень доступности медицинской помощи.
- Персонализированная медицина.
- Цифровизация здравоохранения.
- Управление качеством лечения.
- Квалифицированные кадры.
- Обеспеченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и сбалансированность бюджета системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
Мероприятиями по обеспечению нового уровня доступности медицинской помощи предусматривается в т.ч. повышение уровня доступности высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП) населению РФ.
За период с 2006 по 2016 г. данный вид медицинской помощи претерпел наиболее значимые изменения, касающиеся не только модернизации соответствующих организационных механизмов, но и его финансового обеспечения [2]. С 2006 г. клиники, оказывающие ВМП, были переведены на работу в условиях выполнения государственного задания. Одновременно был внедрен новый механизм финансирования – по конечному результату (за пролеченного больного). Это позволило средства федерального бюджета направлять не на содержание клиник, а на компенсацию затрат по утвержденным нормативам по профилям ВМП. В результате было достигнуто увеличение объемов оказания ВМП. Если в 2005 г. всего были пролечены 60 тыс. больных, то в 2006 г. – более 128 тыс.
Увеличение объемов оказания ВМП в указанный период отмечено практически по всем профилям. В частности, по профилю «дерматовенерология» прирост составил 30% (2005 г. – 1,56 тыс. больных, 2006 г. – 2,02 тыс.).
С 2014 г. с учетом вступления в силу отдельных положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ появился новый источник финансового обеспечения ВМП.
До 2014 г. было два источника:
- Бюджетные ассигнования федерального бюджета, выделяемые медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук.
- Бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ, выделяемые в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Начиная с 2014 г. часть ВМП стала оказываться за счет средств ОМС [2]. Это обеспечило дальнейшее наращивание объемов ВМП. Всего по итогам 2014 г. были пролечены 715,6 тыс. больных.
В 2015 г. также были изменены источники финансового обеспечения ВМП, в частности:
- виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС, финансово обеспечивались по перечню таких видов на основе нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет субвенций из бюджета ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования) бюджетам территориальных фондов ОМС (такая помощь оказывалась медицинскими организациями любой организационно-правовой формы);
- виды ВМП, не включенные в базовую программу ОМС, финансово обеспечивались за счет межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС в федеральный бюджет (такая помощь оказывалась федеральными медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти и медицинскими организациями, включенными в перечень, утвержденный уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ).
Одновременно продолжалось финансовое обеспечение ВМП за счет средств региональных бюджетов.
По результатам 2015 г. всего были пролечены с использованием ВМП 823,3 тыс. больных, в т.ч. 3000 больных по профилю «дерматовенерология».
По результатам 2016 г. всего с использованием ВМП были пролечены 962,6 тыс. больных, в т.ч. 4,8 тыс. больных по профилю «дерматовенерология».
Таким образом, изменение организационных подходов и принципов финансирования ВМП обеспечило повышение доступности данного вида помощи по всем профилям более чем в 15 раз (2002 г. – 43,0 на 100 тыс. населения; 2016 г. – 669,3 на 100 тыс. населения); по профилю «дерматовенерология» – более чем в 8 раз (2002 г. – 0,4 на 100 тыс. населения; 2016 г. – 3,3 на 100 тыс. населения).
Вместе с тем, несмотря на продолжавшееся увеличение расходов на оказание ВМП, используемые механизмы ее предоставления не обеспечивали в полном объеме потребности в отдельных видах ВМП, оказываемых в федеральных клиниках сверх базовой программы ОМС.
В связи с этим были внесены изменения в законодательство РФ, которые предусматривали с 1 января 2017 г. оказание федеральными клиниками ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, по единым дифференцированным тарифам за счет обособления части средств ОМС в бюджете Федерального фонда ОМС на ...