Медицинский Вестник №9 (394) / 2007

Основные принципы самоконтроля диабета

1 марта 2007

Одной из важнейших задач диабетологии является разработка методов первичной профилактики диабетических осложнений. Учитывая первостепенное значение хронической гипергликемии и сопутствующих ей метаболических нарушений в формировании этих осложнений, практический интерес представляет активное внедрение самоконтроля заболевания (СКЗ) у пациентов с сахарным диабетом (СД) во всех возрастных группах. В настоящее время стало очевидным, что эффективно осуществлять лечение больных СД можно только в том случае, если сам пациент и члены его семьи станут грамотными в вопросах диабета и смогут правильно и своевременно в домашних условиях адекватно реагировать на любые ситуации, связанные с ухудшением состояния здоровья.

Одной из важнейших задач диабетологии является разработка методов первичной профилактики диабетических осложнений. Учитывая первостепенное значение хронической гипергликемии и сопутствующих ей метаболических нарушений в формировании этих осложнений, практический интерес представляет активное внедрение самоконтроля заболевания (СКЗ) у пациентов с сахарным диабетом (СД) во всех возрастных группах. В настоящее время стало очевидным, что эффективно осуществлять лечение больных СД можно только в том случае, если сам пациент и члены его семьи станут грамотными в вопросах диабета и смогут правильно и своевременно в домашних условиях адекватно реагировать на любые ситуации, связанные с ухудшением состояния здоровья.

Обучение больных в настоящее время принято считать неотъемлемой частью терапии СД. Целью обучения больных СД является не просто передача знаний, а формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы пациенты смогли взять на себя большую часть ответственности за адекватность лечения заболевания. Однако обучение приобретает ценность только в том случае, если оно нацелено на формирование у пациентов мотивации на проведение СКЗ. Высокий уровень мотивации создается на основе правильного подхода и выбора особой тактики обучения — проблемно-целевое обучение с акцентом на внедрение в жизнь больного высокого уровня практических навыков в проведении СКЗ. В результате больной должен не только повысить свою образованность в вопросах диабета, но и научиться правильному поведению в различных ситуациях и необходимости контролировать свое состояние по уровню гликемии и другим лабораторным показателям, что позволит самостоятельно корректировать план лечения.

Очень важным элементом для поддержания стойкой мотивации на самостоятельный контроль заболевания является приобретение, накопление и осмысление собственного опыта. Этому способствует не только частота контроля гликемии, но и ведение дневника СКЗ с ежедневными записями показателей обмена веществ и соответствующих изменений в плане лечения.

Помимо высокой мотивации пациентов немал...

Г.И. СИВОУС, руководитель Лекционного центра по проблемам диабета Московской диабетической ассоциации, доктор медицинских наук
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.