Фарматека №10 / 2022

Особенности адаптации студентов медицинских вузов к условиям онлайн-обучения в период пандемии COVID-19

29 октября 2022

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия;
3) Государственный университет управления, Москва, Россия;
4) Российский государственный социальный университет, Москва, Россия;
5) Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

Обоснование. Статья посвящена проблеме поиска действенных способов оптимизации дистанционных форм и электронного обучения в медицинском образовании.
Цель исследования: выявить особенности адаптации студентов медицинских вузов к условиям онлайн-обучения в период пандемии COVID-19.
Методы. Исследование проходило в онлайн-режиме в 2021 г., в нем приняли участие 600 студентов разных курсов, обучавшихся в современных медицинских вузах. В качестве диагностического инструментария было выбрано три методики, ориентированные на оценку степени нервно-психического напряжения студентов в ситуации измененных условий их учебной деятельности и жизнедеятельности в целом, а также на выявление особенностей их реакций на такие ситуации.
Результаты. На основании результатов проведенного исследования сделан вывод: в ситуации вынужденного перехода высшего медицинского образования на дистанционные формы обучения необходима организация специальных занятий по оказанию помощи студентам в адаптации к новым условиям их учебной деятельности.
Заключение. Основными направлениями такой работы должны стать не только обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния и деятельности, но и формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.

Введение

В период пандемии COVID-19 студенты вузов, в т.ч. медицинских, были переведены на дистанционные формы обучения. Такой переход, обусловливающий быстрое изменение устойчивых форм учебной деятельности и жизнедеятельности в целом, условий межличностного общения, стал серьезным стрессогенным фактором для многих студентов, требующим от них повышенного уровня адаптационных возможностей. Помимо этого исследователи отмечают, что дистанционное обучение, способствующее развитию мышления студентов, требует от них высокого уровня самоорганизованности и самообразования, умений планировать свою деятельность, анализировать, оценивать и контролировать ее [9]. В результате проведенного исследования С.Б. Абрамова отмечает, что студенты в ситуации самоизоляции достаточно часто испытывают тревогу в связи с измененными условиями обучения [1].

В исследовании, проведенном Е.Е. Русляковой и А.А. Голубь, выявлена связь между увеличением нервнопсихической напряженности студентов в ситуации самоизоляции и ростом их агрессивности, раздражительности, ригидности [4, 6].

Об особенностях адаптации студентов к новым условиям электронного обучения и вынужденного перехода на дистанционные формы пишет и В.И. Попов. Автор акцентирует свое внимание на том факте, что дистанционное обучение имеет потенциальные риски снижения здоровья студентов вследствие ограниченности их двигательной активности, нерационального питания, повышенной нагрузки на зрение и роста их нервно-психического напряжения, связанного с качественными и количественными характеристиками результатов обучения [5].

По мнению Л.Н. Бенелли, успешность учебной деятельности в ситуации онлайн-обучения во многом зависит от личностного адаптационного потенциала студентов, включающего определенные личностные характеристики, а также от особенностей саморегуляции их эмоциональных состояний и деятельности [3].

В исследовании Т.Ю. Артюховой показано, что многие студенты (около трети от всех опрошенных) в период пандемии и в ситуации вынужденной самоизоляции испытывают стресс, индикатором которого выступают трудности с концентрацией внимания, чувство постоянной нехватки времени, повышенная утомляемость и тревожность, что может стать источником снижения результатов их учебной деятельности [2].

К другим выводам приходят В.И. Соболев и М.Н. Попов. По результатам проведенного исследования отмечено, что переход студентов в режим самоизоляции и онлайн-обучения не вызвал сколько-нибудь серьезных изменений в их психоэмоциональном состоянии: большинство опрошенных студентов испытывают повышенную психическую активность, демонстрируя среднюю степень выраженности нервнопсихического напряжения [8].

Подобной точке зрения придерживается и Г.М. Саакян. Показано, что психическое состояние студентов в ситуации вынужденного перехода на дистанционные формы обучения в целом не отклоняется от своих норм и характеризуется оптимальной выраженностью тревоги и беспокойства. Вместе с тем указывается на то, что часть студентов все-таки подвержены негативному влиянию изменившихся условий обучения на адаптационную систему их личности [7, 11].

Таким образом, даже краткий теоретический анализ современных публикаций показывает актуальность и практическую значимость проблемы поиска действенн...

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Качалов С.Б., Еремин М.В., Ивашкова Е.Э.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.