Фарматека №5 / 2022

Особенности и факторы тайм-менеджмента студентов медицинских вузов

20 июня 2022

1) Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ, Москва, Россия;
2) Московский университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, Москва, Россия;
3) Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия;
4) Государственный университет управления, Москва, Россия

Обоснование. Проблемы совершенствования тайм-менеджмента обучающихся на первых курсах медицинских вузов являются актуальными в связи как с измененной образовательной парадигмой, ориентированной на усиление самостоятельности в профессиональном образовании, так и с обстоятельствами вынужденного перехода высшего образования на дистанционные формы в период пандемии.
Цель исследования: выявить особенности и факторы тайм-менеджмента студентов медицинских вузов.
Методы. В исследовании особенностей и факторов тайм-менеджмента приняли участие 148 студентов 1-2-х курсов, которые были условно разделены на две контрастные группы: студенты, оценившие свои успехи в учебной деятельности как удовлетворительные и неудовлетворительные.
Результаты. Сравнительный анализ тайм-менеджмента студентов двух исследовательских групп показал, что чувство удовлетворенности своими учебными достижениями во многом обусловлено способностями контролировать свое время и рационально использовать его. Чувство времени, умение его контролировать в свою очередь развиваются у тех студентов, кто имеет высокий волевой потенциал и потребность в планировании и моделировании своей учебной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Заключение. Можно сделать вывод о необходимости и целесообразности включения в программы профессиональной подго-товки будущих врачей специальных занятий, которые могут проходить в онлайн-режиме, по повышению и совершенствованию тайм-менеджмента, чувства времени, умений временной саморегуляции своего поведения и учебной деятельности.

Введение

По мнению И.А. Ларионовой, в современном мире выдвигаются большие требования к системе профессиональной подготовки будущих специалистов во всех областях жизнедеятельности. Востребованными специалистами на рынке труда сейчас являются не только закончившие и получившие диплом о высшем образовании вчерашние студенты, обладающие профессиональными компетенциями и умеющие применять необходимые знания, умения и навыки на практике, но и грамотно организовывающие свое время и деятельность. Проблема обучения студентов в процессе профессиональной подготовки навыку планирования своей профессиональной деятельности и умению управлять своим временем является актуальной на сегодняшний день [1, 2].

В.Ф. Токарев считает, что тайм-менеджмент студентов может рассматриваться как один из основных аспектов самоменеджмента студента, т.е. его умение организовывать свою деятельность и свое время [3].

П.Ф. Дрюкер говорит о том, что в отечественной психологии термин «самоменджмент» тождествен термину «самоорганизация». В более широком смысле задачей самоменеджмента и самоорганизации личности является последовательное и целенаправленное использование определенных, уже испытанных в повседневной практике методов деятельности, чтобы свое время было использовано максимально эффективно.

С другой точки зрения, тайм-менеджмент студентов может рассматриваться как синоним их самоорганизации, т.к., по мнению Т.В. Майдановой, основной целью самоменеджмента является максимально эффективная реализация возможностей личности самой личностью в преодолении внешних трудностей, рационально используя свое время. Были выделены такие этапы в управлении деятельностью, как постановка целей и задач, организация их выполнения, оценка проделанной работы, которые отражают в себе основу технологий тайм-менеджмента [4].

М.А. Чернышева обращает внимание на то, что независимо от того, может ли понятие «тайм-менеджмент» заменить понятия «самоменеджмент» и «самоорганизация» или оно является лишь их важной составляющей, в современном мире человек, профессионально подкованный и умеющий управлять своим временем, востребован на рынке труда больше, чем просто компетентный в своей профессиональной области специалист, т.е. рациональное использование времени является важным аспектом любой профессиональной деятельности. Помимо того, что тайм-менеджмент важен в карьере и учебным заведениям, предоставляющим профессиональную подготовку, следует обучать его основам будущих специалистов в целях повышения уровня востребованности на рынке труда выпускаемых профессионалов, техники управления временем помогают студентам непосредственно и в процессе обучения, давая им возможность грамотно распределять нагрузку и наиболее эффективно использовать время в процессе освоения новых дисциплин [5—7].

Каждый человек по-своему организует время, это зависит от его психологических особенностей восприятия и реакции на ...

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Белякова Н.В., Сиверкина Т.Е.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.