Акушерство и Гинекология №2 / 2011
Особенности подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога в перинатальных центрах РФ и ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова
ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова Минздравсоцразвития России, Москва
Основная задача подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога – дальнейшее совершенствование знаний, умений, практических навыков в целях оказания качественной специализированной помощи. Качество подготовки врача-специалиста оценивают профессионалы. Перинатальные центры России и ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова Минздравсоцразвития России полностью соответствуют современным требованиям, предъявляемым к процессу послевузовского образования: имеют лицензии на право проведения педагогической деятельности, используют в учебном процессе современные методы обучения (нанотехнологии), привлекают квалифицированных преподавателей. Большое внимание уделяется проведению циклов тематического усовершенствования, преподаванию узких вопросов специальности на рабочем месте в объеме 72—288 учебных часов. Дальнейшее совершенствование повышения квалификации врача-специалиста способствует улучшению основных качественных показателей акушерско-гинекологической и неонатальной служб регионов.
Одной из основных задач послевузовского профессионального образования врача акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога является совершенствование знаний, умений и практических навыков в целях улучшения качества оказания акушерско-гинекологической, неонатальной и анестезиологической помощи.
В соответствии с законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» профессиональную деятельность по подготовке врачей-специалистов могут осуществлять три вида учреждений — вузы, научно-исследовательские институты и профессиональные ассоциации, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Оценивать качество подготовки врача-специалиста должны профессионалы.
Таким требованиям соответствуют перинатальные центры России, которые осуществляют профессиональную подготовку врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога, анестезиолога-реаниматолога, и ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова, который является клинической базой медицинских вузов и факультетов послевузовского профессионального образования в территориях (Республика Карелия, Белгородская, Кемеровская, Курская, Иркутская, Ленинградская, Оренбургская области, Уральский административный округ и др.).
Перинатальные центры внедрили в практику следующие уровни послевузовского профессионального образования:
1. Повышение квалификации:
· сертификационные циклы (1 раз в 5 лет) в объеме 144 учебных часов;
· тематическое усовершенствование в объеме 72, 108, 144, 216, 288 учебных часов.
2. Интернатура, клиническая ординатура по специальностям «Акушерство и гинекология», «Неонатология».
3. Профессиональная переподготовка:
· для получения нового вида профессиональной деятельности — свыше 500 учебных часов;
· для получения дополнительной квалификации — не менее 1000 учебных часов.
4. Получение научно-педагогической квалификации кандидата, доктора наук (аспирантура, докторантура, соискатели).
Эти виды подготовки осуществляются сотрудниками кафедр, расположенных в перинатальных центрах, совместно с сотрудниками перинатальных центров.
Обучение основано на использовании Государственных стандартов подготовки врача-специалиста акушера-гинеколога, неонатолога. В соответствии с Государственными стандартами подготовки врача-специалиста составлены рабочие программы, учебные и учебно-тематические планы. Большое внимание уделяется контролю знаний на основании предлагаемых тестов, ситуационных задач, вопросов квалификационного экзамена.
Проведение образовательного процесса в перинатальных центрах основано на действующих нормативных документах:
1. Письмо Минобразования РФ от 28.11. 2002 г. № 14-52-988 ин/13 « О направлении методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования и зачетных единиц».
2. Приказ Минобрнауки России от 25.10.2004 г. № 100 «О группе по осуществлению Болонских принципов в России».
3. Приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ».
4. Приказ Минобразования РФ от 06.09.2000 г. № 2571 «Об утверждени...