Медицинский Вестник №22 (449) / 2008
Отечественное в опасности
По оценкам ведущих аналитиков и экспертов, доля импортных лекарственных препаратов на отечественном фармрынке сегодня составляет более 75% (в денежном выражении). По мнению заведующего кафедрой фармакогнозии с ботаникой и основами фитотерапии Самарского государственного медицинского университета, доктора фармацевтических наук, академика РАЕН, профессора Владимира Александровича КУРКИНА, такая ситуация является критической и отчасти тупиковой, поскольку нарушаются важнейшие принципы национальной безопасности страны.
— Владимир Александрович, как вы в целом оцениваете состояние лекарственного обеспечения россиян?
— Эта проблема сегодня — одна из самых сложных и актуальных. Оппоненты могут возразить, корректно напомнив о лекарственном дефиците, который имел место всего несколько десятилетий назад, и они отчасти будут правы, ведь современный фармрынок до предела насыщен различными лекарственными препаратами, и мы уже давно забыли о таком понятии, как дефицит. Однако столь стремительное развитие фармрынка породило наиважнейшую проблему зависимости России от импорта. Как известно, многие отечественные фармпредприятия, не выдержав конкуренции и не сумев перейти на “рельсы” рыночной экономики, были вынуждены закрыть свои производства и прекратить выпуск востребованных и доступных по цене препаратов.
Сегодня мы дошли до критической отметки, когда доля отечественных лекарств в общей структуре зарегистрированных в стране лекарственных средств не превышает 22—24%, тогда как для обеспечения национальной безопасности страны этот показатель должен составлять не менее 70%. На мой взгляд, для решения проблемы лекарственного обеспечения государству пора повернуться лицом к отечественному фармпроизводителю.
—Какие шаги необходимо предпринять на государственном уровне для решения проблемы лекарственной зависимости?
— Прежде всего, сегодня нужно пойти по пути создания государственных предприятий или предприятий со смешанной формой собственности. Поясню, что второй вариант должен предполагать долевое участие государства и бизнеса. Подобное партнерство позволило бы выйти из сложившегося тупика, поскольку государство могло бы минимизировать риски, сопряженные с созданием и производством лекарств, а представители бизнеса в свою очередь охотнее осваивали проекты по внедрению и производству новых препаратов. Более того, при подобной смешанной форме собственности государство могло бы управлять ситуацией и оставлять за собой право на производство не только тех препаратов, которые являются привлекательными с точки зрения экономической целесообразности, но и тех, что несут серьезную социальную нагру...