Кардиология №8 / 2015
ПАМЯТИ Померанцева Владимира Петровича
«Всё годы в памяти стирают,
но только смерти вопреки,
Пока живут ученики — учителя
не умирают»
Владимиру Петровичу Померанцеву 12 февраля исполнилось бы 90 лет. Его ученики чтят Владимира Петровича как основателя кафедры госпитальной терапии №1 лечебного факультета Московского медицинского стоматологического института им. А.С. Семашко (ныне Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова – МГМСУ), педагога, который многое сделал для совершенствования преподавания терапии. Владимир Петрович создал школу и воспитал плеяду учеников, занявших достойное место среди ученых России.
Родился Владимир Петрович в семье госслужащих Померанцева Петра Александровича и Апполинарии Леонтьевны в городе Дно Тверской области. Затем семья переехала в город Торопец, где и прошли его детские и школьные годы. С началом Великой Отечественной войны Владимир Петрович окончил ФЗУ и до поступления в институт работал токарем на военном заводе.
В 1949 г. он окончил с отличием 1-й Московский медицинский институт и в тот же год по конкурсу был зачислен в клиническую ординатуру, а по окончании ее в 1952 г. — в аспирантуру при факультетской терапевтической клинике того же института, которой руководил выдающийся отечественный терапевт, академик АМН СССР В.Н. Виноградов.
В 1955 г. В.П. Померанцев блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сравнительная характеристика новых сердечных гликозидов». Ввиду ценности работы Совет лечебного факультета 1-го ММИ рекомендовал «войти
в Медгиз с просьбой напечатать диссертацию в виде отдельной монографии». Обучение в клинике было непростым. Владимир Никитич Виноградов отличался сложным характером и высокой требовательностью к сотрудникам, однако Владимир Петрович сумел хорошо зарекомендовать себя. В.Н. Виноградов дал ему следующую характеристику: «за время работы ординатором и аспирантом клиники тов. Померанцев В.П. хорошо освоил методы клинического исследования и лечения больных, проявил большой интерес к научно-исследовательской работе, хорошо освоил ряд специальных методов исследования: электрокардиографию, ангиокардиографию, в течение 3 лет проводил цикловые практические занятия со студентами IV курса и успешно справлялся с этой работой».
В.Н. Виноградов п...