Фарматека №1 (приложение) / 2025

Педиатрическая наука в период развития институциональных основ ее организации на базе медицинского института в Казани советской эпохи

16 мая 2025

Казанский государственный медицинский университет, Казань, Россия

В статье рассматривается роль научных школ Казанского государственного медицинского института в процессе развития экспериментальных исследований казанских педиатров, клинического преподавания и соответствующей педиатрической практики. Цель работы определяется необходимостью выявления организационных и содержательных форм, в которых осуществлялась научная деятельность представителей преподавательского сообщества, а также необходимостью ответить на вопрос о том, как она была связана с их педагогической деятельностью, их повседневностью в качестве университетского преподавателя. При использовании преимущественно личных и делопроизводственных архивных материалов, некоторые из которых ранее не вводились в научный оборот, а также опубликованных научных трудов казанских педиатров раскрываются особенности проведения научных изысканий, обусловленные уникальным опытом написания научных трактатов, очерков и монографий. С помощью ретроспективного метода, а также методов сравнительно-сопоставительного анализа рассматривается, как академическая ученая степень и прежний опыт работы в требуемой области медицинских наук играли роль в процессе принятия решения о предоставлении права преподавать студентам-медикам ту или иную дисциплину. Определяются основные направления научных исследований, выявляется их преемственность и специфика их эволюции в рассматриваемый период.

Для цитирования: Садыкова Д.И., Иванов А.Ю., Иванова Р.Г., Ишбулдина А.В. Педиатрическая наука в период развития институциональных основ ее организации на базе медицинского института в Казани советской эпохи. Фарматека. 2025;32(1 прил. 1):34-39. DOI: https://dx.doi.org/10.18565/pharmateca.2025.1-s1.34-39

Вклад авторов: Садыкова Д.И. – концептуализация, общее руководство, администрирование проекта. Иванов А.Ю. – методология, анализ, редактирование рукописи. Иванова Р.Г. – исследование, проверка, ресурсы. Ишбулдина А.В. – создание черновика, визуализация.
Конфликт интересов: Авторы декларируют об отсутствии явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Финансирование: Работа выполнена без спонсорской поддержки.

Введение

В течение XIX столетия происходило формирование педиатрии как самостоятельной отрасли медицинской науки и практики, реализуемое посредством объединения врачей в профессиональные сообщества и комиссии, участия в работе городских, региональных и международных конференций, публикации специализированных академических текстов по педиатрии, формирования традиций проведения научных исследований.

Формирование педагогических и научных традиций педиатрии на медицинском факультете Императорского Казанского университета происходило под влиянием основных образовательных тенденций, которые трансформировались профессорско-преподавательским сообществом университета в каждый период их существования. Первый и наиболее длительный этап этого процесса продолжался чуть более столетия – с первой четверти XIX века до начала 1930-х гг., охватывая деятельность преподавательской корпорации медицинского факультета Казанского университета с 1823–1824 учебного года – начала преподавания детских болезней студентам-медикам [1].

Именно тогда Александр Егорович Лентовский, экстраординарный профессор повивального искусства и один из первых выпускников Отделения врачебных наук Казанского университета, начал читать курс «О женских и детских болезнях» студентам 4-го отделения [2]. Самостоятельной кафедры детских болезней в Казани не существовало долгое время, и только к середине 1870-х гг. началось формирование доцентуры детских болезней, что фактически знаменует собой становление педиатрии как отдельной педагогической дисциплины. До этого времени детские болезни преподавались в Казанском университете в составе более обширного курса повивального искусства.

Развитие традиций педиатрической школы в стенах Казанского университета связано с рядом выдающихся имен, одним из которых является имя Николая Александровича Толмачева. Его докторская диссертация «О врожденных заслонках уретры, как одной из причин расстройств мочеиспускания у детей» была защищена 20 апреля 1875 г., в тот же день он был утвержден в должности доцента по детским болезням [3]. С началом своей педагогической деятельности в 1875–1876 учебном году Н.А. Толмачев незамедлительно приступил к трансформации формата преподавания детских болезней, направленного на более активное вовлечение студентов-медиков в процесс взаимодействия с пациентами. Среди педагогических нововведений профессора Н.А. Толмачева стоит отметить начало преподавания полного клинического курса детских болезней, включая детские инфекционные заболевания, физиологию и патологию всех периодов детства. Он создал специальное клиническое отделение и ввел элементы поликлинического обслуживания детей с разделением первичного и повторного приема больных детей. Впервые был внедрен метод объективного обследования детей грудного возраста, студентам было разрешено проводить медицинское наблюдение за пациентами как в амбулаторных условиях, так и на дому [4].

Доктор медицины Петр Михайлович Аргутинский-Долгоруков, назначенный экстраординарным профессором кафедры детских болезней в 1893 г., значительно улучшил материально-техническое обеспечение клинической деятельности кафедры, включая введение в строй в 1900 г. специализированного здания детской клиники Казанского университета [5]. В период заведования кафедрой П.М. Аргутинским-Долгоруковым в 1893–1911 гг. происходило последовательное углубление как теоретической, так и клинической программы обучения, реализуемой в педагогическом процессе в течение 7–10 семестров. В рамках этой программы рассматривались вопросы, связанные с нервными и инфекционными заболеваниями детского возраста, серодиагностикой, искусственным вскармливанием, выявлением ранних форм туберкулеза у детей [6].

Его преемником стал Виктор Константинович Меньшиков, последовательно занимавший должности ординатора, лаборанта, ассистента, приват-доцента, профессора и заведующего в штате кафедры [7]. В самом начале своей деятельности в качестве заведующего кафедрой и детской клиникой в 1912 г. В.К. Меньшиков учредил отделение для грудных детей, что позволило значительно расширить спектр преподаваемых студентам дисциплин. В их число вошли такие вопросы, как проблемы питания и вскармливания как метод лечения, острые и хронические расстройства питания и пищеварения у детей [8].

Этапы развития педиатрической науки в Казани могут быть рассмотрены с разных точек зрения. С институционально-исторической точки зрения особый этап в развитии казанской научной педиатрической школы начинается с 1930-х гг., когда был образован педиатрический факультет Казанского государственного медицинского института (КГМИ), в котором начали открываться кафедры узкоспециализированного про...

Садыкова Д.И., Иванов А.Ю., Иванова Р.Г., Ишбулдина А.В.
Статья платная, чтобы прочесть ее полностью, вам необходимо произвести покупку