Медицинский Вестник №3 / 2019
Персональная защита. Всероссийский союз страховщиков создал группу по страхованию профессиональной ответственности врачей
С каждым годом в России ужесточаются требования к качеству медицинских услуг. Закономерно в ответ на это все чаще поднимается вопрос о страховании профессиональной ответственности врачей. Количество судебных дел, связанных с некачественным оказанием медицинских услуг, растет. Размер взыскиваемых сумм увеличивается. Нужен механизм, позволяющий учреждениям здравоохранения избежать непредвиденных материальных расходов, полагают эксперты.
Пациент всегда прав
Законодательное регулирование и государственный контроль в сфере защиты пациента продолжат ужесточаться, прогнозирует исполнительный директор «Мобильной юридической службы» Инна Викулова: «Медицинская деятельность является лицензируемой сферой, к тому же социальной, к ней привлечено большое внимание».
По данным Росздравнадзора, которые она привела, в 2018 г. ведомством было проведено 6244 проверки в сфере соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности и выявлено 11 427 нарушений. Вынесено 753 предупреждения, приостановлено действие 23 лицензий.
«Происходит постоянное увеличение размеров взыскиваемых сумм по искам, которые подаются в суды общей юрисдикции – это иски по защите прав потребителей из-за некачественного оказания медицинских услуг. Тенденция по таким делам такова, что суды проявляют особую лояльность к истцам и достаточно критично относят ко всем доказательствам, которые представляются медицинскими организациями», – замечает эксперт.
Еще одна тенденция – растущая грамотность потребителей. При этом правовые знания все чаще используются ими для извлечения выгоды. В частности, они специально ищут неточности с оформлением документации, дефекты, которые даже не сказались на качестве предоставленных услуг и лечения, но формально могут служить основанием для привлечения медицинской организации к ответственности.
Чтобы минимизировать риски, юрист рекомендует оптимизировать документооборот в медорганизациях, внедрить четкие инструкции по работе с документацией для персонала, контролировать поступление обращений и жалоб пациентов, использовать правильную стратегию досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, повы...