Акушерство и Гинекология №5 / 2010

Перспективы формирования национального законодательства в сфере охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ

1 октября 2010

ФГУ Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова Минздравсоцразвития РФ, Москва

Репродуктивное здоровье является фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента № 1351 от 09.10.2007, ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения». Однако национальным законодательством не обеспечены в полной мере условия и возможности для сохранения репродуктивного здоровья населения. Поэтому особое место занимает формирование нормативной базы, регламентирующей сферу охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ. Представляется необходимым установить в Законе «Об охране репродуктивного здоровья населения» основные принципы осуществления гражданами права на применение методов вспомогательных репродуктивных технологий, т.к. данное право является составной частью репродуктивных прав человека, реализуемых в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия. Нормативное закрепление права на охрану репродуктивного здоровья дало бы возможность получения целевого финансирования учреждений, оказывающих услуги по охране репродуктивного здоровья, создания сети центров по планированию семьи, укрепления базы подготовки специалистов в данной сфере, проведения научных исследований для создания соответствующих лекарственных средств.

Охрана репродуктивного здоровья населения и каждого человека в отдельности — особая сфера человеческой жизни, которая в современных условиях демографического неблагополучия в стране, несомненно, должна входить в число основных направлений деятельности Российской Федерации как социального государства. Не вызывает сомнения, что в настоящее время репродуктивное здоровье является важнейшим фактором, который формирует благоприятную демографическую перспективу страны. В частности, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента № 1351 от 09.10. 07, ставит одной из задач «укрепление репродуктивного здоровья населения».

Вместе с тем, несмотря на важность указанной области общественных отношений, национальным законодательством не обеспечены в полной мере условия и возможности для сохранения репродуктивного здоровья населения. В данном контексте особое место занимает формирование нормативной базы, регламентирующей сферу охраны репродуктивного здоровья граждан в РФ.

Необходимо отметить, что концепция охраны репродуктивного здоровья получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека: Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Конвенцией ООН о правах ребенка (1989); Материалами международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994); Материалами Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993); Материалами Всемирной конференции по положению женщины (Пекин,1995) и др.

В частности, неоценимый вклад в изменение взглядов мирового сообщества на охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи внесла Международная конференция ООН по народонаселению и развитию (Каир, 1994). В первые было заявлено о необходимости законодательного закрепления принципов охраны репродуктивного здоровья на уровне национального законодательства стран-участников. На Каирской конференции 180 государств (в том числе и Россия) признали, что всеобщий доступ к информации и услугам в области охраны репродуктивного здоровья должен быть целью, которой необходимо достичь к 2015 г. Таким образом, Каирская программа должна стать основополагающим документом при разработке законодательства по охране репродуктивного здоровья.

Принятие международных обязательств в области охраны репродуктивного здоровья означает необходимость законодательного закрепления данного права и определения механизмов его реализации, так как это повысит внимание органов государственной власти к данной проблеме.

Представляетс...

Сухих Г.Т., Юсупова А.Н., Павлова Ю.В., Ерофеева Л.В.
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.