Медицинский Вестник №11 (516) / 2010

Пишем концепцию, РАЗ

1 апреля 2010

При написании концепции развития отечественного здравоохранения необходимо следовать ряду правил и принципов, знать особенности исторического периода развития государства, учитывать организационные и экономические нюансы сложившейся системы медицин­ского обеспечения, избегать невыверенных действий и заблуждений, искажающих реальность и имеющих далекоидущие последствия, убежден помощник председателя Счетной палаты РФ, профессор, доктор экономических наук Владимир ГРИШИН. Представляем вниманию читателей его взгляд на концептуальные проблемы отечественного здравоохранения.

При написании концепции развития отечественного здравоохранения необходимо следовать ряду правил и принципов, знать особенности исторического периода развития государства, учитывать организационные и экономические нюансы сложившейся системы медицин­ского обеспечения, избегать невыверенных действий и заблуждений, искажающих реальность и имеющих далекоидущие последствия, убежден помощник председателя Счетной палаты РФ, профессор, доктор экономических наук Владимир ГРИШИН. Представляем вниманию читателей его взгляд на концептуальные проблемы отечественного здравоохранения.

Основной вопрос

Участвуя в качестве эксперта в работе Комиссии Общественной палаты России по вопросам здравоохранения и выступая на совещании еще в декабре 2007 г., посвященном разработке отраслевой концепции, мною была предложена иерархия вопросов, ответы на которые позволят сформировать данный документ.

Концепция развития здравоохранения должна включать следующие разделы:

  • общегосударственные вопросы;
  • экономико-структурные;
  • медико-организационные;
  • медицинские задачи.

Их решение позволит государству (а не только и не столько отраслевому министерству) определить свои базовые функ­ции, модель государственного устройства, принципы организации и механизм деятельности всей системы социального обеспечения и только потом — модель здравоохранения (включая лекарственное обеспечение).

Основной вопрос — по какой модели будет развиваться Россия как государство.

С начала 90-х идет построение либеральной модели политического, экономического и социального устройства, при которой государство участвует в социальном обеспечении своих граждан в минимальном объеме. Резкий поворот к такой модели развития не учитывал сложившиеся организационные и экономические взаимосвязи, а также структурные и функциональные особенности, например, системы здравоохранения, собственный и зарубежный опыт. В результате кардинально изменившейся экономической политики патерналистская функ­ция государства стремительно сокращалась как по набору социальных мероприятий, так и по объему их финансирования. После уровня советского периода, когда доступность и бесплатность различных благ и услуг ощущал каждый, нынешнее положение дел в социальной сфере вызывает не только вопросы, но и недовольство населения.

Осознавая это, государство пытается внести коррективы в социальную политику (увеличение пособий и пенсий, нацпроекты и т.п.), однако быстро наверстать упущенное и получить ожидаемый результат оказывается значительно труднее, чем хотелось бы. При данной модели все недостающее (т.е. все, что выходит за рамки госгарантий) гражданин должен обеспечивать самостоятельно. Личная инициатива и доходы должны определять социальное благополучие человека на основе реализации им права выбора.

О доходах говорят данные о расслоении населения по уровню благосостояния. Право выбора также имеет определенные пределы реализации.

Теперь, надеюсь, понятно, почему мы отказались от солидарного принципа и применяем регресс при уплате страховых взносов, снизили размер отчислений во все фонды; почему активно продвигается ДМС в ущерб системе ОМС, для финансового наполнения которой за 17 лет не принято ни одного решения; ясна причина низких пенсий и пособий и пропаганда негосударственного пенсионного обеспечения, объяснимы «равенство» при уплате подоходного налога, дивидендная и бонусная политика и пр.

Пока мало кто осознает возможные последствия предлагаемых изменений статуса бюджетных учреждений социальной сферы, особенно наделение их широкими правами по оказанию платных услуг сверх госзаданий. А ведь это повлечет за собой проблемы и нестыковки в третьей и четвертой группе задач — медико-организационных и медицинских, включающих в себя структуру и принципы построения сети больниц и поликлиник, набор и порядок предоставления различных видов медицинских услуг и контроль их качества. Возможно, потребуется проработка иной системы организации предоставления медицин­ской помощи и даже частичного отказа от этапности ее оказания. В условиях гарантированности со стороны и за счет государ­ства бесплатного медицинского обеспечения только в рамках госзаданий не исключена корректировка Основного закона нашей страны.

Думаю, что до принятия этого закона разработку планов по стратегическому развит...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.