Медицинский Вестник №11 (516) / 2010
Пишем концепцию, РАЗ
При написании концепции развития отечественного здравоохранения необходимо следовать ряду правил и принципов, знать особенности исторического периода развития государства, учитывать организационные и экономические нюансы сложившейся системы медицинского обеспечения, избегать невыверенных действий и заблуждений, искажающих реальность и имеющих далекоидущие последствия, убежден помощник председателя Счетной палаты РФ, профессор, доктор экономических наук Владимир ГРИШИН. Представляем вниманию читателей его взгляд на концептуальные проблемы отечественного здравоохранения.
Основной вопрос
Участвуя в качестве эксперта в работе Комиссии Общественной палаты России по вопросам здравоохранения и выступая на совещании еще в декабре 2007 г., посвященном разработке отраслевой концепции, мною была предложена иерархия вопросов, ответы на которые позволят сформировать данный документ.
Концепция развития здравоохранения должна включать следующие разделы:
- общегосударственные вопросы;
- экономико-структурные;
- медико-организационные;
- медицинские задачи.
Их решение позволит государству (а не только и не столько отраслевому министерству) определить свои базовые функции, модель государственного устройства, принципы организации и механизм деятельности всей системы социального обеспечения и только потом — модель здравоохранения (включая лекарственное обеспечение).
Основной вопрос — по какой модели будет развиваться Россия как государство.
С начала 90-х идет построение либеральной модели политического, экономического и социального устройства, при которой государство участвует в социальном обеспечении своих граждан в минимальном объеме. Резкий поворот к такой модели развития не учитывал сложившиеся организационные и экономические взаимосвязи, а также структурные и функциональные особенности, например, системы здравоохранения, собственный и зарубежный опыт. В результате кардинально изменившейся экономической политики патерналистская функция государства стремительно сокращалась как по набору социальных мероприятий, так и по объему их финансирования. После уровня советского периода, когда доступность и бесплатность различных благ и услуг ощущал каждый, нынешнее положение дел в социальной сфере вызывает не только вопросы, но и недовольство населения.
Осознавая это, государство пытается внести коррективы в социальную политику (увеличение пособий и пенсий, нацпроекты и т.п.), однако быстро наверстать упущенное и получить ожидаемый результат оказывается значительно труднее, чем хотелось бы. При данной модели все недостающее (т.е. все, что выходит за рамки госгарантий) гражданин должен обеспечивать самостоятельно. Личная инициатива и доходы должны определять социальное благополучие человека на основе реализации им права выбора.
О доходах говорят данные о расслоении населения по уровню благосостояния. Право выбора также имеет определенные пределы реализации.
Теперь, надеюсь, понятно, почему мы отказались от солидарного принципа и применяем регресс при уплате страховых взносов, снизили размер отчислений во все фонды; почему активно продвигается ДМС в ущерб системе ОМС, для финансового наполнения которой за 17 лет не принято ни одного решения; ясна причина низких пенсий и пособий и пропаганда негосударственного пенсионного обеспечения, объяснимы «равенство» при уплате подоходного налога, дивидендная и бонусная политика и пр.
Пока мало кто осознает возможные последствия предлагаемых изменений статуса бюджетных учреждений социальной сферы, особенно наделение их широкими правами по оказанию платных услуг сверх госзаданий. А ведь это повлечет за собой проблемы и нестыковки в третьей и четвертой группе задач — медико-организационных и медицинских, включающих в себя структуру и принципы построения сети больниц и поликлиник, набор и порядок предоставления различных видов медицинских услуг и контроль их качества. Возможно, потребуется проработка иной системы организации предоставления медицинской помощи и даже частичного отказа от этапности ее оказания. В условиях гарантированности со стороны и за счет государства бесплатного медицинского обеспечения только в рамках госзаданий не исключена корректировка Основного закона нашей страны.
Думаю, что до принятия этого закона разработку планов по стратегическому развит...