Медицинский Вестник №15 (520) / 2010
Пишем концепцию, два
Продолжая дискуссию об отраслевой концепции, помощник председателя Счетной палаты Российской Федерации доктор экономических наук, профессор Владимир ГРИШИН предлагает обратить внимание на ряд особенностей российского здравоохранения и заблуждений по поводу порядка его функционирования, без учета которых невозможно добиться желаемых результатов.
В плену иллюзий
Одним из заблуждений является представление, что прежняя система здравоохранения была централизованной.
С послевоенного времени наша система здравоохранения выстраивалась исходя из уровней и этапов медицинской помощи, что соответствовало мобилизационной модели развития страны с патерналистским принципом социального обеспечения за счет общественных фондов потребления.
Данная модель предполагала минимальное число медучреждений, мощность (пропускная способность) которых рассчитывалась на определенное число жителей, а эффективность их деятельности достигалась за счет четкой регламентации выполняемых функций (что ограничивает конкуренцию между учреждениями, которая возможна лишь в крупных городах).
Медучреждения различного уровня подчинения финансировались (как и сейчас) за счет соответствующего бюджета, поэтому высоко влияние финансистов на принимаемые в отрасли решения.
Финансовая обособленность и децентрализация компенсировалась единством принципов и организационных подходов при организации медицинского обеспечения, однотипностью выполняемых функций и задач, объем которых рассчитывался исходя из численности населения и его заболеваемости.
Управления (отделы) здравоохранения всех уровней входили (и входят) в состав органов исполнительной власти и наряду с финансовыми отделами находятся на этажах административного устройства государства, стержнем которого (в СССР) была структура партийных органов.
Образно говоря, в советский период было административно-партийное руководство государством, что создавало иллюзию жесткого централизованного управления отраслями социального блока.
В плену этих иллюзий и находятся начинающие отраслевые организаторы и ученые.
Никогда министр здравоохранения не назначал (или освобождал от должности) главного врача районной, городской или областной больницы, не указывал ему напрямую и не утверждал смету расходов учреждения.
Фактически министерство (как и Академия меднаук) руководит только учреждениями федерального подчинения, а показатели федерального бюджета не отражают потребности всего здравоохранения и действительных медицинских нужд людей в глубинке.
Кандидатура на должность, например, заведующего облздрав-отделом или республиканского министра всегда согласовывалась с руководством российского/союзного министерства и обязательно по партийной линии.
Нормативные документы министерства доводились лишь до уровня субъекта Федерации, который распространял их далее своими директивами.
Однако невыполнение вышестоящих указаний было чревато потерей партийного билета, который обеспечивал настоящее и будущее любого чиновника. Так ...