Медицинский Вестник №22 (527) / 2010

Пишем концепцию, три

1 августа 2010

Выравнивание возможностей регионов по оказанию медпомощи населению — ключевой механизм функционирования ОМС. Помощник председателя Счетной палаты РФ доктор экономических наук, профессор Владимир ГРИШИН предлагает как можно быстрей избавиться от заблуждения, что применяемый сейчас механизм выравнивания позволит полностью устранить территориальные различия в медицинском обеспечении населения.

Выравнивание возможностей регионов по оказанию медпомощи населению — ключевой механизм функционирования ОМС. Помощник председателя Счетной палаты РФ доктор экономических наук, профессор Владимир ГРИШИН предлагает как можно быстрей избавиться от заблуждения, что применяемый сейчас механизм выравнивания позволит полностью устранить территориальные различия в медицинском обеспечении населения.

Принципы равноправия

На государственном уровне предстоит решить вопрос: как и что (кого) должны выравнивать федеральные органы власти за счет направляемых на нижестоящие уровни трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, средств федеральных целевых программ или нацпроектов — и определить, какие показатели характеризуют результативность этих мероприятий.

Выравнивание — одна из подзадач финансирования, дающая реальный рычаг управления отраслью, и по уровню подушевых расходов оценивается результативность ее выполнения. На самом деле этот показатель, как и средняя температура по больнице, не отражает истинных затрат на пациентов, так как мероприятия по выравниванию с большой долей условности учитывают потребность граждан-пациентов в медицинских услугах и зачастую преследуют иные цели.

До недавнего времени основным методом является выравнивание возможностей предоставления (!) медицинской помощи больницами и поликлиниками на местах. Этот вариант реализуется через министерства финансов, экономразвития, региональной политики, Минздравсоцразвития и отраслевые органы управления, фонды ОМС посредством либо финансовых, либо материальных ресурсов (строительство объекта, централизованные закупки техники и оборудования, автомашин и пр.), направляемых с федерального на территориальный (субъектовый) и/или с субъектового на муниципальный уровень. С его помощью пытаются устранять межтерриториальные и межучрежденческие различия медицинского обеспечения. Но в любом случае полученные денежные средства стараются как можно быстрее преобразовать в зарплату и в материальные ценности.

Этот вариант выравнивания основан на воплощении финансового механизма «деньги навстречу пациентам». Последним в принципе безразлично, на какие средства строится или ремонтируется медучреждение, как, у кого, по какой цене, по тендеру или без закуплено медоборудование и каким образом выплачивается зарплата персоналу. Он не касается непосредственно конкретного человека (пациента). Точнее, коснется, когда построят (отремонтируют) корпус или кабинет, включат некий медприбор и на нем начнут оказывать услуги, например, одному из тысячи человек, а может, из 10 и более тысяч (в зависимости от редкости патологии). Остальным же довольно сложно осознать и объяснить, что их возможности получать качественные медуслуги тоже «выравняли».

Более того, в условиях недофинансирования медицины возникает обратный эффект, когда создаваемые технические возможности медучреждений могут использоваться медперсоналом для оказания населению платных медуслуг, поскольку для предоставления их в бесплатном режиме необходимы средства (бюджетные или ОМС) на текущее содержание больницы или поликлиники (т.е. на оплату всего, что связано с оказанием непосредственно медпомощи), а их явно не...

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.