Медицинский Вестник №6 (475) / 2009
По Гамбургскому счету. Минздравсоцразвития РФ приближается к справедливой оценке стоимости медицинской помощи
Во время работы над проектом концепции развития здравоохранения до 2020 года представители Минздравсоцразвития РФ хранили молчание, избегая каких-либо комментариев, сегодня, представляя результаты работы, они активно доводят свою позицию до общественности. Выступая на семинаре в Государственном университете — Высшая школа экономики, руководитель департамента развития медицинского страхования В.А. Зеленский подробно изложил взгляд профильного министерства на экономические механизмы развития здравоохранения, положенные в основу концепции.
Подушевое недофинансирование
Начало доклада было посвящено настоящему положению дел с финансированием здравоохранения. В силу ограниченности ресурсов отрасли сложилась ситуация, когда средства на оплату медицинской помощи поступают в лечебное учреждение из различных источников, что крайне затрудняет контроль эффективности их использования. Деньги, поступающие из системы ОМС, — лишь часть средств. Напрямую в ЛПУ поступают средства из бюджетов различных уровней. При такой ситуации посчитать, во сколько обходится та или иная медицинская услуга, очень сложно. Кроме того, далеко не во всех регионах выполняются программы госгарантий с финансовыми и объемными нормативами, установленными на федеральном уровне. Нормативов на страхование неработающего населения сегодня нет, поэтому получается, что зачастую дефицитность или бездефицитность территориальных программ ОМС зависит не от объективных факторов, а от желания субъектов Федерации. Поскольку сохраняется возможность, например, не вносить платежи на неработающее население, а платить заработную плату медицинским работникам напрямую из бюджета.
Одна из важных составляющих концепции — экономическое стимулирование каждого из участников процесса. Все субъекты системы здравоохранения должны быть мотивированы на выполнение своих обязанностей.
По финансовой обеспеченности территориальные программы могут различаться в регионах в десятки раз. Минимальный тариф в 2007 г. был в Республике Ингушетия — 1700 руб., а максимальный — в Чукотском автономном округе — 27 тыс. руб. В 58 регионах подушевой норматив обеспечения программы госгарантий ниже, чем в среднем по РФ. При этом сказать, что средний норматив по РФ достаточен, нельзя. Естественно, все это очень серьезно ограничивает доступность медпомощи.
Гарантии: раз и навсегда
В связи со сложившейся ситуацией акцент в концепции сделан на конкретизацию существующей системы формирования госгарантий. Предлагается законодательно закрепить их источники и объемы по условиям и видам медицинской помощи, установить критерии оценки реализации гарантий и, что главное, ответственность за их неисполнение.
Основные приоритеты экономической части концепции:
- конкретизация государственных гарантий, без чего невозможно разграничить платные и бесплатные услуги и определить, сколько государство готово платить за медицинскую помощь;
- одноканальная система финансирования, пос...